Координатору проекта ОНФ «Генеральная уборка» Дмитрию Миронову

Координатору проекта ОНФ «Генеральная уборка»
Дмитрию Миронову
Руководителю Исполкома ОНФ Михаилу Развожаеву
и активистам общественного движения ОНФ      

Первые итоги стартовавшей в России «мусорной» реформы проявили широту проблемного поля, зафиксировав множество мнений и подходов.

  В параллель понятной гражданской активности деятельные чиновники, избранники народа, общественники выявляют многочисленные нестыковки реализуемых мероприятий, констатируют пробелы административно-правового характера и растерянность ответственных секторов.

В преддверии 2019 опубликован многостраничный совместный доклад Общероссийского Народного Фронта, Общественной палаты РФ и Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ, с формулировками: поручить, рекомендовать, разработать систему, внедрить, безотлагательно принять меры, обеспечить, установить, сформировать предложения, предусмотреть. Есть в докладе и достаточно объективное освещение Европейских подходов.

ОНФ уже представил доклад о трудностях «мусорной реформы», где внятно отмечено разочарование населения и проходит мысль, что данные настроения являются следствием недостаточного информирования общественности.Уважаемые активисты Народного фронта, будем реалистами! Архаичная система сбора в принципе не подразумевает  уход от полигонного захоронения. Внедряемые новации нацелены исключительно на извлечение легко и рентабельно перерабатываемого пластика, стекла и бумаги, оставляя без внимания основные объемы отходов. Слаженные словесные конструкции  со словами: раздельный сбор, переработка, утилизация, мусороперерабатывающий завод с «не дешевыми и очень секретными технологиями», и подобным, – в существующем контексте только ретушируют суть проблемы, переключают внимание неравнодушных граждан и выводят на фальшивые ориентиры ответственных чиновников.

 В отдельном ряду и с большим количеством вопросительных знаков находится термин «рекультивация полигонов  ТКО». Необходимость подробной детализации содержания мероприятий в каждом конкретном случае очевидна (не удивительно, что эту тему также особо не выпячивают – ответы сложные).Можно принять объяснения от всецело и практически погруженных в столь многофакторную проблему руководителей ОНФ о том, что реформа  в начальной стадии, отметив прозвучавшее замечание, что Народный фронт не взваливает на себя функции по ее реализации.

Осторожность в выводах указывает на глубину понимания темы и подталкивает заинтересованных к вдумчивому осмыслению сути вопроса и выявлению критериев успешного достижения цели в отношении столь тривиальной проблемы ТКО.Оставляя за скобками ценную и удобную в рециклинге часть пластика/стекла/бумаги (максимум 25%) и не заостряя внимание на проблемах образования ещё больших объемов полимерной многослойно/композитной упаковки, предлагаю признать, что  эффективно, безопасно и полноценно использовать эти ресурсы возможно  только исключив смешение с органическими отходами.  Учитывая объемы образуемой органики  (от 27% до 33%, по материалам докладов, в Москве до 40%) и очевидную важность  отдельного сбора пищевой фракции, давайте представим ситуацию, что уже существуют комфортные условия, и часть сознательных граждан/общепита/рынков успешно расстаются с этими отходами.

Осталось понять, куда будет задействован этот колоссальный объем органики? (отличный вопрос каждому вещающему по проблеме отходов)Так как большинство крупных полигонов уже эксплуатируют станции дегазации (выводят газы из тела полигона) и вырабатывают из свалочного газа электроэнергию, отметим, что требуемая часть инфраструктуры биогазового комплекса в наличии.

Выделить место для метантенков и ферментеров  в уже существующей санитарной зоне и закольцевать получаемый метан на действующее оборудование – не проблема (первые заинтересованные инвесторы – это владельцы инфраструктуры по отбору свалочного газа). В результате биогазового цикла произойдет обеззараживание и стабилизация органики, будут достигнуты требования по выбросам.

Только ведь физические объемы органики  не исчезнут с выработкой метана, на выходе мы получим многотоннажный объем дигистата (шлам/удобрение) и его необходимо использовать (или на полигон). В отсутствии тяжелых металлов СанПин рекомендует применять соответствующие субстраты в лесном комплексе и луговодстве.
Вспоминаем позицию ученых о биологическом разнообразии, нашествии короеда на хвойную монокультуру и узнаем почему устойчивы смешанные древостои (но они требуют хороших почвенных условий) и какой коэффициент стока кислорода у лиственных деревьев.

Включаем в пейзаж инициативу ОНФ «зеленый щит» и понимаем, что лучшим местом для субстрата является почвенный профиль на восстанавливаемой делянке (ведь рубили и рубят леса вокруг городов, да и жук короед отмечает проблемные места).Если экономически обоснованное транспортное плечо доставки навоза с фермы на поле не больше 5-6 километров (потому и буксует до сих пор решение проблемы отходов животноводства), то вопросы эффективной доставки субстратов выходят на первый план и требуют инновационных подходов в транспортной логистике.Например, сортиментовоз вывозит древесину к ж/д подъезду (куда прибывает порожний полувагон), и выгрузившись, автотранспорт опять следует к верхнему складу (на делянку).

Наличие соответствующих фитинговых креплений для мини-контейнеров в полувагоне и сортиментовозе/щеповозе сделает возможным загрузку вагона и автотранспорта, доставляя реверсом объемы субстрата прямо к месту рубки (производители техники не видят в этом проблемы, форматы мини-контейнеров требуют отдельного обстоятельного описания). Этот же подход позволит с минимальными издержками транспортировать вторичный щебень, плиты, сборный железобетон для дорожного строительства местных/лесных дорог и множества иных объектов. Станет возможным интегрированное возведение инновационной транспортной и инженерной инфраструктуры, размещение в объеме полотна коммуникаций связи и т.д. Не углубляясь в детали агротехники на этих делянках, а также в моменты полноформатного лесопользования и освещение рекреационного потенциала, вернемся к не популярной теме загрязненной тяжелыми металлами органики (активный ил, техногрунт и др.). В ходе проведения круглого стола «Пластик в экономике замкнутого цикла» (организатором выступила компания СИБУР в рамках выставки Интерпластика-2019) информированный руководитель АО «Управление отходами» Павел Евгеньевич Бесшапов представил цифры по объему  техногрунта, образующегося по итогам переработки ТКО (по оценкам, в масштабах России 20 млн. тонн).
По мнению докладчика, требуется вмешательство государства, и очевидных решений этой проблемы сегодня не просматривается (прямой аргумент в сторону отдельного сбора и использования органики). Тема органики затрагивается и в докладах: В приложении №2 к докладу «Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ» (Приложение 2/пункт 2 – «Срочные меры и системные решения проблемы отходов») отмечают (выдержка):

 В крупных городах сбор пищевых отходов для получения биогаза наиболее целесообразно осуществлять через канализацию, используя диспоузеры (кухонные измельчители пищевых отходов). Опыт сбора органики через канализационную сеть в Москве, где на Люберецких и Курьяновких очистных сооружениях происходит производство биогаза и техногенного грунта. Однако, для масштабирования этого способа на каждого жителя города могут потребоваться инвестиции в модернизацию ЛОС и КОС. Ниже следует пакет рекомендаций – разработать, учесть, внедрить, ускорить и даже конкретизируются задачи Правительствам Москвы и Московской области (выдержка):

1. Разработать, профинансировать и реализовать программу по оборудованию индивидуальными диспоузерами в многоквартирных домах в тех районах, канализационные стоки с которых поступают на метантенки очистных сооружений.

2. Разработать стандарты по строительству и реконструкции домов, в том числе в рамках программы реновации, включающие обязательное оборудование квартир индивидуальными диспоузерами.

3. Внедрить программы по использованию почво-грунтов на основе сброженных илов для удобрения почв.Имеются и рекомендации Правительству РФ (выдержка):

4. Ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта Федерального закона «О внесений изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» согласно которому дается определение обращение с осадками сточных вод и водоподготовки.В совместном докладе присутствуют и другие материалы в отношении органики, а вот как и куда исчезнут тяжелые металлы из сброженного ила и почво-техногрунта – не раскрывается.
В каких задачах эти глобальные массы загрязненных субстратов использовать – не уточняется.

Какие именно программы по использованию следует продумать местным властям – не освещается, и, в принципе, суть возможных решений остается за кадром (обычно слышны размывчатые объяснения в части отсыпки придорожной полосы, для городского озеленения и при рекультивации полигонов).Так же следует учесть, что раздельно собранная и сброженная органика не будет иметь обозначенных загрязнителей. Так стоит ли смешивать измельченные диспоузером пищевые отходы с общефекальной канализацией водоотведения? Где будут развернуты работы и запущены процессы рассмотрения проектных решений в отношении жилых многоэтажных зданий? А ведь новации проектирования назрели не только в водоотведении! Энергоэффективность и качественный воздухообмен подразумевает системы рекуперации. На повестке остался вопрос без барьерной среды. Необходима интеграция аппаратной части IT инфраструктуры для мониторинга 24/7 возрастных жителей многоквартирных домов и т.д. И как вообще законодатель будет формировать нормативку, если в действительности отсутствует четкое представление о том, как будет организована система устойчивого вовлечения вторичных материальных ресурсов/отходов, включая органические?

А ведь очистить годами складируемый водоканалами активный ил и образующийся объем техногрунта (включая техногрунт рекультивации полигонов) можно зарекомендовавшими себя технологиями биоремедиации, с опорой на фиторемедиацию!При формировании соответствующе спланированных полос технического растениеводства вдоль уже загрязненных/загрязняемых (тяжелыми металлами и стоками) транспортных и железнодорожных магистралей, рентабельно использовать известные растения-фиторемедианты (лен, подсолнечник, коноплю, крестоцветные и иные технические культуры), производить семенной материал и одновременно заниматься очисткой загрязненных придорожных полос и субстратов. Получая на этих богатых питанием субстратах урожай семян и некоторое техническое сырьё, образуется возможность эффективного извлечения тяжелых металлов и их правильного изъятия/утилизации (учеными проведены исследования по культурам, выявлены условия накопления известных загрязнителей в конкретных растениях, изучено накопление в семенах, стебле, корне и т.д.). Давайте посмотрим на эту возможность сквозь призму стартующих национальных проектов и деятельную позицию ОНФ в отношении качества дорог и безопасности дорожного движения (кстати, наибольшие объемы отходов вовлекает дорожное строительство)!Предполагая ресурсоемкость возведения интеллектуальных транспортных систем (включая часть физического возведения инфраструктуры), стоит увидеть потребности, планы, задачи иных секторов и задаться вопросом – где и как существующие и разрабатываемые  технологии/пилоты будут складываться в единые решения на  принципах межотраслевой синергии с обязательной конкуренцией и вариативностью решений?

Ведь к велосипедам добавился разноплановый электротранспорт. Уже стучится в двери беспилотный транспорт. Неизбежны инновации в энергетическом секторе, включая решения проблемы выбросов (захват СО2 и его использование в нефтедобыче). Осуществлён прорыв в области передачи электрической энергии. Развертывание кабелей с функционалом высокотемпературной сверхпроводимости (ВТСП) целесообразно планировать в параллель реконструируемой транспортной инфраструктуры. Появятся условия для новых принципов прокладки оптоволоконных кабелей связи и т.д. И все эти магистральные инженерные сети (наряду с заменой уже вырабатывающих ресурс нефте/газопроводов, и востребованных продуктопроводов)  требуют своего размещения, а в обрамлении магистральных дорог могут быть сформированы искомые полосы для технического растениеводства (отличная логистика, экологически выверенное управление стоками и комфортная организация орошения).

Еще, это реальная возможность вывести прилегающие жилые дома из зоны выхлопов нагруженных магистралей (статистика по онкологии и др. заболеваниям очень нехорошая), что так же в духе майских указов. Также, стоит помнить о конвенции в отношении тяжелых металлов (часть таблицы Менделеева присутствует вдоль железных/автомобильных дорог), обязательствах по вовлечению не возобновляемых ресурсов (например, фосфор), о содержании Парижских соглашений и о базовых формулах Целей Устойчивого Развития.Представляя количество требующих учет факторов и социально-экономический аспект решаемой проблемы (нет понимания о том, как организована система обращения отходов, нет и выверенных этапов реконструкции жилого сектора), следует честно признать, что только в условиях межсекторального взаимодействия отраслевых/ведомственных структур реальный сектор/заинтересованный бизнес проявит интерес к моделированию вариантов возможных решений.Выйти из «домика», исключить возможность прикрываться «отсутствием нормативки» и активировать пространство междисциплинарного взаимодействия для множества проектных коллективов реально там, где обозначенные выше участники годами готовят кадры.В университетах десятилетиями формируются научные школы. По итогам многочисленных конференций в репозиториях «оседают и пылятся» многочисленные научные труды и исследования. В наличии доступ к целому спектру дорогостоящего специализированного ПО и возможность его использования на условиях академической лицензии.

Формально признаются принципы Болонского процесса и декларируется курс на межвузовскую мобильность (значит, накопленные знания тысяч кафедр можно примерить к рассматриваемым задачам). Четко и много лет звучит тезис «образование через всю жизнь» (это значит, следуя за вторым высшим или занимаясь переподготовкой, любой специалист может стать частью междисциплинарного проектного коллектива и «понарошку» прокачивать реальный проект).Не стоит забывать и о роли ученых многочисленных институтов РАН и иных академий, перед которыми стоит задача интеграции своих разработок на благо общества.

 Они же являются научными руководителями магистрантов и немногочисленных аспирантов. Если представить, что проектирование современной площадки по сбору отходов задействует более десяти специалистов (и у каждой специальности в загашнике есть парочка новаций), то можно понять, что объединять имеющиеся разработки в продукт желательно руками способных магистрантов (пусть даже один процент из них успешно проявит себя – мы получим пакеты «прокачанных» решений).На выходе мы увидим не презентации, доклады или исследования, а проработанные инструментами реального цифрового инжиниринга современные проекты, а главное – команды, способные производительно реализовывать востребованные пилоты и конвертировать наработанные навыки взаимодействия в заработную плату.Настоять на подобных практиках и продвигать непопулярные в академической среде начинания вправе реальный сектор (согласно Болонской конвенции, влиять на университет может потребитель кадров и само студенческое сообщество) и «заплутавшие» в коммунальных вызовах местные органы власти (университеты обязались содействовать местным сообществам).Вдумайтесь! В вузах уже открыты кафедры «smart сity», «умного города», «Безопасности информационных технологий умного города» и подобные. Но разве может умный город складывать отходы рядом, смывать санузлы артезианской водой, закупоривать жителей пластиковыми окнами, иметь дряхлеющие системы водоотведения, тепло/водоснабжения и подогревать улицы постоянно дорожающим теплом?!

Однако, практика продвижения данной инициативы подтверждает, что не стоит рассчитывать на быстрый положительный результат даже в условиях всеобъемлющей поддержки самого продвинутого руководства университета.

Стоит также понимать, что привычные для преподавателей образовательные практики складывались десятилетиями. Не грешили кафедры и междисциплинарным взаимодействием.
Стремительное развитие непростых в освоении технологий цифрового проектирования/моделирования для подавляющего большинства кафедр строительного направления представляется малоприменимым явлением (за исключением малочисленной группы подготовленных преподавателей). Вызов модернизации жилого сектора панельного домостроения охватывает подавляющее большинство городов постсоветского пространства.
 Объединив компетенции тысяч университетских кафедр посредством создания общей геоинформационной среды проектного взаимодействия для междисциплинарных коллективов и реально поддержав инициативный преподавательский состав, общество получит пространство для практического решения насущных задач. Полагаю, что подвигнуть кафедры в область современных образовательных практик будет не просто. В то же время, тема отходов критична, страны приняли определенные обязательства, и существует серьезный общественный запрос в отношении экологии (есть четкий потенциал финансирования, а значит и мотивация). Значит, эта проблемная тематика в состоянии предстать лучшим объектом для коллективной выработки требуемых навыков взаимодействия.

Передовая технологическая компания Беларуси EPAM заявила о намерении содействовать своими компетенциями развитию социально значимых секторов экономики (ЖКХ, сельское хозяйство и др.).

Цитата: «EPAM совместно с Министерством образования Беларуси проведет третий «EPAM Engineering Jam». Хакатон станет площадкой для аккумулирования и реализации новых идей в сфере образования».Думаю, реальная угроза устойчивости небезразлична многим технологичным компаниям, и, прояви граждане активность и настойчивость в адрес университетов, ведомственных специалистов и местной власти, то авторы цифровой трансформации смогли бы содействовать построению оптимальной архитектуры среды для образовательного взаимодействия.В заключении, хотелось бы обратить внимание на результаты многолетней компании раздельного сбора отходов в Беларуси (84% отходов едет на полигон, и это в условиях «организованного раздельного сбора»; возмутительны и не соответствуют нормам охраны и гигиены труда условия работы людей на мусоросортировочных объектах).

Подорвана вера населения в целесообразность раздельного сбора, и уничтожена мотивация. Утвержденная «Стратегия обращения с отходами» в принципе не ориентирована на уход от полигонного захоронения и закладывает серьезные постоянные издержки для домашних хозяйств.Даже поверхностная аналитика опыта Беларуси поможет критически воспринимать  риторику вовлеченных в решение сторон.

Стоит признать, что без конкретизации форм сбора, и, конечно же, применения объемных фракций, рассуждения по теме отходов и далее будет прикрыто абстрактным покрывалом терминов и ссылками на отсутствие средств/прерогативу бизнеса.Не указы и правильные нормативные документы меняют действительность! Ведь физическое преобразование инфраструктуры требует прорывных проектных решений и тысяч рабочих рук, действующих в унисон.Родственные проблемы наших городов дешевле и эффективней решать сообща (издержки на требуемое оборудование для сотен домов одни, для сотен тысяч домов другие, вот и образуется задел для конверсии производств на гражданскую продукцию, а так же появляется шанс для отрасли приборостроения)!Сознают ли целесообразность этих подходов специалисты, чиновники, преподаватели в ходе диалога? – Да.Но как только приходит осознание, что именно им предстоит заниматься этими вопросами, то понимание темы растворяется, дискуссия плавно переходит в плоскость ответственности вышестоящего руководства, правительства.

Далее следует формулирование удобных очертаний поля ответственности опрашиваемого, а логичные аргументы парируются ссылками на несовершенство системы и отсутствие соответствующей нормативки.Как только будет открытая геоинформационная среда для практического взаимодействия в открытом межвузовском формате для заинтересованных и реальная поддержка инициативных преподавателей, то сразу уйдет и возможность имитировать деятельность, появиться мотивация и запрос на практические знания у студентов.


 С уважением, директор ЧТУП «Сантехспецназ» (Минск)
Егоров Сергей Климентьевич.
+375296398687