Регистрация инициативной группы еще не означает принятия решения о референдуме по Шиесу
Депутатам заксобрания Архангельской области в течение месяца предстоит принять решение о проведении регионального референдума по вопросу ввоза на территорию области ТКО из других регионов. Накануне облизбирком зарегистрировал инициативную группу граждан. Теперь вопрос будет вынесен на рассмотрение профильного комитета, а затем и на общую сессию. По мнению наблюдателей, депутаты будут находиться под мощным информационным прессом противников строительства экотехнопарка «Шиес», и многим из них придется делать непростой выбор между экономической выгодой для региона и политической конъюнктурой.
Архангельский облизбирком зарегистрировал инициативную группу граждан по проведению регионального референдума по запрету ввоза на территорию области твердых коммунальных отходов из других регионов. Инициаторы референдума предлагают жителям области ответить на вопрос «Считаете ли вы необходимым принятие органами государственной власти Архангельской области нормативно-правовых актов, запрещающих ввоз на территорию Архангельской области и обращение на территории Архангельской области отходов потребления и производства других субъектов Российской Федерации?». Теперь, после регистрации инициативной группы, вопрос в течение 30 дней должны рассмотреть депутаты регионального парламента.
Решение, принятое избиркомом Архангельской области, вовсе не означает, что референдум состоится, пояснил в разговоре с «Клубом Регионов» президент Ассоциации политических юристов Роман Смирнов. По его словам, проведение референдума – это достаточно непростая многоэтапная процедура, и, несмотря на большую практику подачи заявок на проведение региональных референдумов, мало кому в итоге удается пройти все предусмотренные шаги. В новейшей истории России масштабные референдумы проводились трижды (все они пришлись на начало 90-х) и несколько референдумов регионального значения, которые касались вопросов объединения субъектов и перехода в другой часовой пояс.
«Говорить о достаточно большом опыте проведения референдумов в России нельзя, поскольку, несмотря на кажущуюся простоту с точки зрения действующего законодательства, процедура многоходовая и непростая, имеет массу специфических нюансов и требует соблюдения всех формальных требований как федерального, так и местного законодательства, – поясняет Смирнов. – При подготовке референдума широкий круг вопросов, в том числе юридического характера, ложится на людей, которые чаще всего являются представителями различных групп гражданской общественности, и им не всегда удается прийти к согласованным действиям. Именно это мы, к примеру, увидели при попытке проведения референдума о пенсионной реформе. В результате крайне редко удается выполнить все процедурные требования, включая сроки оформления документов. На это мало кто, к сожалению, способен, ведь помимо юридических нужны и финансовые ресурсы. Эта работа гораздо сложнее, чем призыв прийти на митинг, шествие или демонстрацию».
Регистрация инициативной группы в избиркоме – это только первый шаг, подчеркивает юрист. Далее весь пакет документов вместе с вопросом, который планируется вынести на голосование, передается в профильный комитет регионального парламента, который принимает решение о целесообразности его дальнейшего рассмотрения на общей сессии. «Прежде чем вопрос будет вынесен на рассмотрение всего депутатского корпуса, он должен пройти через профильный комитет, который может дать негативное заключение и не рекомендовать к принятию. Причины могут быть разные: несоответствие уставу региона, отсутствие необходимых документов и так далее. Практика показывает, что чаще всего парламент прислушивается к рекомендациям комитетов, поскольку там и люди собраны, имеющие профессиональные навыки в соответствии с данным профилем, и к тому же они имели гораздо больше времени на рассмотрение и обсуждение вопроса, чем депутаты в ходе сессии», – говорит эксперт.
Основываясь на практике прохождения через депутатское голосование тех или иных гражданских инициатив, Смирнов обращает внимание на еще один нюанс – популизм и предвыборный рейтинг, что также не стоит сбрасывать со счетов. «Бывает и так, что народные избранники думают не о решении какой-то действительно важной для региона проблемы, а о своем имидже, поднятии рейтинга и прочих выгодах. Определенный предвыборный популизм имеет место в подобных ситуациях, когда некая партия или кандидат стараются получить дополнительные бонусы, оседлав тему референдума и попытавшись провести ее через заксобрание. И в данном случае результат им не так-то и важен. Любой итог – положительный или отрицательный – это их политические очки, это повышает известность, узнаваемость и рейтинг», – отмечает эксперт.
Добавим, что в действующем созыве депутатов заксобрания Архангельской области 26 человек представляют фракцию «Единой России», а 21 депутат входит во фракции ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России». Именно им предстоит принять решение, знаковое для региона.
Наблюдатели отмечают, что в течение ближайшего месяца депутаты будут находиться под мощным информационным прессом сторонников референдума и противников строительства экотехнопарка «Шиес» на границе с республикой Коми. Многим из них придется делать непростой выбор между экономически выгодным решением, цена которого – 16 млрд руб., вложенных в развитие региона в целом и Ленского района в частности, и политической конъюнктурой.
А надо ли тратить столько средств и сил на войну, где мы заведомо знаем что проиграем?