По ту сторону Шиеса. Или кто подставил губернатора?
В архангельском «мусорном» проекте наметился коренной перелом. Общероссийский народный фронт в рамках тематической площадки «Экология», созданной в июне 2018 года для общественного контроля за решением задач по улучшению состояния природной среды, устами модератора Дмитрия Миронова озвучил принципиально новый подход к решению проблемы мусора столицы.
Эксперты Общероссийского народного фронта пришли к выводу, что выходом из сложившегося мусорного кризиса в Архангельской области, вызванного планами региональных властей на строительство объекта по размещению отходов, поступающих из Москвы, является перенаправление столичных отходов на перерабатывающие предприятия в Центральном федеральном округе, у которых недозагружены мощности. Список таких предприятий эксперты ОНФ направят как компании-инвестору, так и в правительство Москвы. Таким образом, терминалы по сортировке мусора в Москве будут возводиться, а Шиесский проект будет закрыт, как слишком дорогостоящий и вызывающий широкий социальный протест.
По словам Дмитрия Миронова, любое строительство объекта, связанного со сферой обращения с отходами, должно проходить открыто, с обязательным учетом мнения местных жителей, а также минимально влиять на экологию и, наконец, быть экономически обоснованным.
«Ни один из этих трех пунктов при создании объекта твердых коммунальных отходов (ТКО) в Архангельской области соблюден не был. Мнение жителей было проигнорировано, место было выбрано крайне неудачное, а вариант с отправкой отходов на переработку почему-то просчитан не был», – отметил Миронов
По словам модератора тематической площадки «Экология», руководство Федерального агентства водных ресурсов на заседании Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека подтвердило, что участок в Архангельской области, где предполагается размещение мусорного объекта для Москвы, находится в заболоченной местности.
Теперь остается догадываться, каким образом возникла идея строить полигон ТКО в Шиесе. А не так давно правительство региона подводило неутешительные итоги создания территориальной схемы обращения с отходами в Архангельской области.
Было признано, что размещение многих экологических объектов не соответствуют действующим нормативам. Часть из них расположена на землях, где нахождение полигонов категорически запрещено законодательством, это земли населенных пунктов, земли, охраняемые Лесным Кодексом РФ, или находящиеся в прямом соседстве с заповедниками. Часть полигонов в терсхеме отсутствует вовсе, как, к примеру, Шиес.
И самое главное — все это делается в нарушение нескольких федеральных законов и Постановлений Правительства Российской Федерации. Земельные участки под полигоны были выделены и обозначены в терсхеме без конкурса, без проведения необходимых геологических и гидрологических изысканий, без соблюдения процедуры внесения соответствующих изменений в местные градостроительные документы, без учета мнения местного населения, без проведения необходимой в таких случаях государственной экологической экспертизы проектной документации планируемых к строительству объектов.
По мнению депутата областного Собрания от фракции КПРФ Леонида Таскаева, вечно это продолжаться не может:
— Нас убеждают в том, что всё происходящее – законно и безопасно. Но документы, имеющиеся в нашем распоряжении, свидетельствуют о том, что даже на этапе создания территориальной схемы, местное население никто не спросил. Из 56 объектов размещения отходов, планируемых к строительству на территории Архангельской области, общественные обсуждения проводились только в одном муниципальном образовании по вопросу размещения одного объекта. И тот местным представительным органом было решено разместить на другом земельном участке, так как областное правительство хотело построить объект в черте города. Есть даже соответствующее определение Верховного Арбитражного Суда РФ, но и с его «мнением» региональная исполнительная власть решила не считаться – как стало известно из информации в СМИ, объект размещения отходов возведут на незаконном месте, попирая самим фактом, основы гражданского демократического общества.
Заместитель председателя правительства Архангельской области Евгений Фоменко также согласился дать эксклюзивный комментарий ИА «Двина Сегодня» по поводу выявленных недостатков территориальной схемы:
— На момент начала работы над территориальной схемой она разрабатывалась на основе действующих методических указаний и на основе данных муниципалитетов и открытых источников. Данные муниципальных образований в то время не везде удалось проверить натурно.
Когда работа над документом была завершена региональный оператор в течение 4 месяцев обследовал каждый объект в терсхеме с фактурной фиксацией возможности размещения объекта ТКО. В результате данной работы и были выявлены неточности, которые будут исправлены в новой версии — силами и за счет средств исполнителя, в рамках гарантийных обязательств. Согласно федеральному законодательству, предложения по изменениям в территориальную схему обращения с отходами должны быть вынесены на общественное обсуждение. Только после этого территориальная схема может быть утверждена. Поэтому будут учитываться как позиция МО, так и аргументированные мнения любых лиц в рамках общественных обсуждений.
Миролюбивый комментарий и пояснения от Евгения Фоменко тем более примечательны, что содержат четкие обязательства учитывать мнение местной власти при внесении объекта в терсхему. Иными словами, если депутаты и руководство Ленского района выступают против организации Шиесского полигона — а сегодня ситуация складывается именно таким образом — то исполнительная власть Архангельской области настаивать, ломать через колено никого не будет.
Что ж, теперь, когда Шиесский скандал близится к своему логическому завершению, закономерен вопрос: почему он возник? Как допустили? Почему Архангельская область, являющаяся членом Баренц-региона, не способна решать проблемы с образующимся мусором так, чтобы быть авангардом природоохранной реформы, предложенной президентом и, естественно, всецело поддержанной ОНФ. Ведь шведский опыт использования отходов с последующим сжиганием позволяет не только решать проблемы с экологией, он и дает возможность принципиально по-новому подойти к отоплению северных городов и поселений. Архангельская область могла бы стать локомотивом, драйвером всей России в исполнении новых инициатив президента по наведению порядка со свалками.
Тем более, здесь в Архангельской области, где власть региональная последние лет 10 постоянно и зачастую небезосновательно упрекала чиновников на местах в бездействии, неразворотливости и пересматривала полномочия в свою пользу. В июле теперь уже далекого 2012 года в газете NSD, выходящей на севере Швеции, появилась статья Фридриха Бьоркенвола (Fredrik Björkenwall) с интригующим в свете Шиесских событий заголовком: «Кируна обрабатывает мусор на экспорт». Речь в заметке шла, конечно, не о том, что шведы собираются грузить свои «апельсины» в порт Архангельска. Наоборот – наши северные соседи были готовы поделиться с муниципалитетом столицы Поморья самыми современными технологиями и оборудованием по сбору и сжиганию мусора, с тем, чтобы начинать отапливать отдаленные районы Архангельска. Мы могли войти в число партнеров мэрии Кируны, среди которых числились города в Никарагуа и Грузии.
Как легко можно догадаться, проект где-то затерялся. И никто о нем не вспомнил даже тогда, когда главу Архангельска начали выбирать по представлению губернатора депутаты городской Думы. Вместо помощи Кируны местная власть Архангельска предпочла в 2012 году закупку уплотнительных катков «Tana», а власть региональную недавно почему-то заинтересовали сомнительные экологические технологии российского мегаполиса. Впрочем, не исключено, что тема мусорного полигона в Шиесе была призвана прикрыть нарушения, допущенные подрядчиком при составлении территориальной схемы. Явное, прикрываемое финансовой мощью Правительства Москвы беззаконие с ведением строительных работ полигона ТКО на станции, даже не вошедшей в терсхему было призвано стать своего рода щитом, прикрытием от надзорных органов. Шиес призван был отвлечь внимание от главного, от территориальной схемы – но теперь недостатки при ее составлении признаны и будут устранены. А Шиесский проект, судя по всему, реальной перспективы теперь уже не имеет