Почему закон примут, но мусор — повезут?
Для тех, кто не боится много читать. Давайте разберемся в том, что и для кого предлагают наши коллеги из «Справедливой России».
Итак, на следующей сессии, если верить официальному сайту АОСД – 21 вопросом, Ирина Александровна Чиркова выступит докладчиком по вопросу «о проекте областного закона «о внесении изменения в областной закон «Об обращении с отходами производства и потребления на территории Архангельской области».
Документов в виде пояснительной записки и прочих, нужных для внесения на сессию, мы пока не получали, так что разбирать будем фото, выложенные в сети
Мы уже не раз пытались объяснить радующейся общественности, что данная формулировка – популизм, абсолютно не отвечающий их ожиданиям. Поскольку вопросы продолжают поступать, появился этот материал.
Дьявол, как всегда, кроется в деталях.
Что такое «вторичные материальные ресурсы»? Мы не будем гуглить, а возьмем за основу вот это:
Данный стандарт разработан, в том числе и ВНИЦСМВ Госстандарта России, принят Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 19 от 24 мая 2001 года). Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 28 декабря 2001 года № 607-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 введен в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 01 июля 2002 года.
Зачем он нужен? Данный стандарт устанавливает термины и определения основных понятий, необходимых для регулирования, организации, проведения работ, а также нормативно-методического обеспечения при обращении с отходами. Другими словами, если мы говорим: «вторичные материальные ресурсы», в рамках действующего законодательства мы имеем в виду определение, данное в этом ГОСТе. Все остальные трактовки – вольные выдумки авторов.
Давайте сначала выясним, что такое «отходы»?
Отходы подразделяются на отходы производства и отходы потребления.
Итак, отходы, которые используются повторно без дополнительной обработки как сырье при производстве той же продукции, НЕ являются вторичным материальным ресурсом. А что является?
Подытожим: вторичные материальные ресурсы (ВМР) – это все отходы производства и потребления, которые не являются частью технологического цикла производства (см. возвратные отходы), и те отходы, использовать которые повторно невозможно или нецелесообразно (ввиду, например, дороговизны переработки).
Сколько их в нашем обороте?
Примером успешной переработки является Япония. В населенном пункте Камикатцу, по данным Гринпис, перерабатывается порядка 80% всех отходов, правда и численность там чуть менее 1500 человек. Но это реально. В среднем по Европе этот показатель достигает 50-55%, т.е. половина всех отходов – это ВМР, пригодные для дальнейшей переработки (доказано Швецией).
Как это относится к законопроекту, внесенному «Справедливой Россией»?
Но, если не для размещения, то для чего везти? Под размещением отходов в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» понимается хранение и захоронение отходов.
Если не хранить (временно – не более 11 месяцев на спецобъектах) и не захоранивать (постоянно на полигонах), то остаются только утилизация и обезвреживание. Первый подразумевает переработку всех видов, второй – сжигание или обеззараживание.
Нет объектов — нет обезвреживания и размещения. Но не обязательно губить природу – сваливая мусор на полигонах. Можно губить не только природу, но и людей благодаря печам-инсинераторам.
В ответе, кстати, не постеснялись также написать, что ни при проектировании территориальной схемы, ни при планировании оборудования этих населенных пунктов мусоросжигательными установками, мнение жителей никого не интересовало – слушаний не проводилось.
Возможно, люди узнают, только когда печи закоптят…
Итак, если законопроект, внесенный «Справедливой Россией», примут в такой формулировке, есть несколько вариантов развития событий:
1. Мусор повезут с целью утилизации (сожгут в печах, привет, Приморский район и жители других населенных пунктов, где планируется установка инсинераторов). Ключевое – МУСОР ПОВЕЗУТ!
2. Мусор повезут с целью переработки… Ха! На сегодняшний день в территориальной схеме нет ни одного объекта переработки. В будущем…
Объекты, которые правительство планирует построить в регионе в период 2018-2023:
Пусть вас не смущают те 5 мусоро-«перерабатывающих» объекта – как мы уже установили, захоронение и сортировка не являются переработкой. И либо замминистра законов и ГОСТов не знает, либо это «пыль в глаза» — написано же «переработка», как и сказал губернатор «инвестпроект»…
Значит, мусор повезут с этой целью, но до появления объектов переработки «временно» складируют где-нибудь в Холмогорском районе, например.
Написано же «временно» — например, до сдачи в эксплуатацию объектов, строить которые областное правительство не планирует.
Ключевое – МУСОР ПОВЕЗУТ!
Есть еще одна деталь в законопроекте «Справедливой России»:
Иное – это все те нормы, что предусматривают транспортировку мусора между регионами. Далеко ходить не будем и откроем всё тот же 89-ФЗ, регламентирующий все взаимоотношения возникающие по «мусорным» вопросам.
МУСОР ПОВЕЗУТ – обосновывая это наличием соглашения между субъектами. Евгений Фоменко уже заверил всех, что «бумажную» работу провернут за несколько дней.
А теперь несколько моментов:
Могли ли в «Справедливой России» не дочитать до 24 статьи федерального закона «Об отходах производства и потребления»? Не думаю, ведь они изучили «успешный» опыт других субъектов РФ, запрещающий ввоз отходов из других регионов – без осуществления непосредственного запрета. Например, Адыгея:
«Ввоз отходов на территорию Республики Адыгея в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Адыгея» (Закон Республики Адыгея от 19 июля 1999 года № 136, статья 14).
Точно так же дела обстоят и в других регионах, где запрет носит фиктивный, популистский характер. Легко гуглится, кстати.
У нас тоже есть закон, нарушение норм которого сразу подпадает под посягательство на целостность страны. Называется он – Устав Архангельской области, где в статье 22, пункте 2 сказано буквально следующее: «Областные законы и постановления областного Собрания, принимаемые по вопросам совместного ведения, не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и субъекта РФ. В случае противоречия областных законов и постановлений областного Собрания федеральным законам действует федеральный закон».
Могли ли об этом не знать в «Справедливой России»? Не думаю, все эти нюансы легко гуглятся, а копию Устава Архангельской области выдали каждому избиравшемуся депутату на первой – установочной сессии.
Зачем же нужен этот законопроект – запрещающий не запрещая?
Есть два варианта:
- Видя возмущение населения, депутаты от «Справедливой России» пошли на поводу у населения, требующего немедленного принятия закона о запрете ввоза отходов в Архангельскую область из других регионов. Законодательство, регламентирующее данный вид взаимоотношений, равно как и опыт других регионов не были изучены должным образом. И весь депутатский пыл ушел вот в это…
- Это холодный расчет, призванный «схлопнуть» протест, — закон-то принят, а мусор везут. Очень удобный для губернатора вариант развития событий – народ скандирует призывы к отставке, а тут депутаты на хайпе – выносят законопроект, развязывающий тебе руки. Удобно, и народ «доволен» – закон ведь принят, и мусор везут…
Я даже почему-то не сомневаюсь, что этот законопроект будет принят сразу в двух чтениях, вы только не обессудьте – я буду голосовать против – против чужих отходов и корыстных планов областного правительства.
В этом деле спешка – неприемлема. Как мы будем объяснять избирателям, что, да, мы запретили, а мусор везут – в Шиес, Шангас, Нименьгу – Орлов знает, куда еще!?
Нам здесь жить!