Никита Исаеев о Шиесе
Я помню как мы с архангелогородцами начинали этот протест в ноябре прошлого года. Помню как прорывали информационную блокаду, ибо упоминание свалки, вообще мусора, да и самого Архангельска, Северодвинска, и никому ещё тогда неведомых Урдомы и Шиеса, были под запретом. Помню тридцать тысяч на улицах области 2 декабря.
А дальше. Классика современного русского протеста. На провокационные заявления власти, губернатора Орлова, народ реагирует радикализацией, а власть их маргинализирует. На этом греют руки те кто используют людей для решения своих бизнес и политических задач, а также т.н. «оппозиционные блоггеры» и журналисты, освещающие «красивую» картинку противостояния.
Я хочу ответить и активистам, и простым поморам, с которыми мы начинали протест. Ибо в своей гордости и значимости от самих себя некоторые раздают направо и налево интервью уважаемым изданиям, забывая, кто начинал это и кто был способен довести ситуацию до требований людей: отставка губернатора и остановка свалки.
Друзья, за ситуацией в Поморье я слежу, без преувеличения, в круглосуточном режиме. Ни на день не останавливал работу в этом направлении. Просто сейчас считаю неуместным выносить ее в публичное поле. Моя цель – заставить ваши власти исполнить требования северян и отказаться от идеи мусорного транзита Москва-Шиес. А зная систему принятия политических решений изнутри, и трезво оценивая сложившуюся ситуацию, действую самыми эффективными, в этом случае, лоббистскими методами.
Понимаю, что для людей, разбивших летний лагерь у станции Шиес и ежедневно лупцующихся с охранниками, сформировалась резко дихотомичная позиция. Все разделились на врагов и друзей. Причем, последними считаются только те, кто без оглядки бросаются на ЧОПовцев и считают, что оставив сторожа по ту сторону забора без горючего для генератора, они изменят позицию губернатора. Прекрасно же понимаете, что главным акторам этой стройки глубоко плевать и на этих караульных, поставленных охранять неначатую стройку, и на протест. Тем более, что он им теперь не страшен. Радикализация с несанкционированными митингами, поджогами мостов и домов, драками наделила Орлова кремлевским иммунитетом. Москва никогда не убирает тех, против кого действуют методами, квалифицирующимися как административные и уголовные правонарушения. Потому что сними такого госслужащего с поста и это вызовет цепную реакцию по всей стране. Недовольные поймут, что алгоритм работает и десятки регионов вспыхнут разом.
А в последние дни, просматривая новостные ленты, я наблюдаю, как в Архангельске применяются все те традиционные методы утилизации протеста. Полный набор. Как по учебнику. Расщепить, лишить поддержки федеральных лидеров общественного мнения и неполитизированной аудитории, создать внутренние конфликты, радикализировать, маргинализировать, дать «наиграться», проводить кого в ИВС, кого домой. Чтоб расслабились – обеспечить пару публикаций в авторитетных СМИ.
Поморье проходит этот цикл несколько месяцев. Свердловская область справилась за неделю. Только Екатеринбург не зря считается одной из «столиц демократии». Местный народ, что называется, «в теме». На прошлой неделе разговаривал с людьми в том самом сквере на набережной. Они прекрасно осознают, что демонтаж забора, соцопросы, карусели с выбором каких-то других мест под храм – обычная разводка. И если никто не объяснит власти, почему строить церковь в этой конкретной точке нельзя, то звенеть колоколам напротив театра драмы.
P.S. Тут случайно столкнулся в Челябинске с Элмуродом Расулмухамедовым — первым зампредом Центрального совета Всероссийского общества охраны природы. Он так же, как и я, начинал архангельский протест и бывает на Шиесе регулярно. Сверили мнения о том, что происходит в Поморье и они у нас по ключевым вопросам совпали. Договорились на днях встретиться на моем ютуб-канале и под камеры обсудить методы решения архангельского мусорного вопроса. Так что следите за публикациями на моих страницах.