Евгений Фоменко: максимально открыто о главном!
В ходе форума «Сообщество» нам удалось получить эксклюзивное интервью человека, имя которого делит людей на 2 большие группы: кто-то его ругает, а кто-то хвалит. И никаких компромиссов. Мы постараемся соблюдать объективность. Итак, блиц заместителя председателя правительства Архангельской области Евгения Фоменко без купюр и согласований пресс-служб.
— Строительство на объекте «Шиес» приостановлено. Что дальше? Какие следующие действия необходимо совершить застройщику, чтобы соблюсти норму закона?
— Давайте поэтапно. В данный момент 300 Га выделено для проведения изыскательских работ без проведения рубок. Соответственно, сейчас застройщик будет проводить изыскания. Полученные результаты изысканий лягут в основу проектной документации. Далее этот проект должен пройти через процедуру оценки воздействия на окружающую среду и общественные обсуждения. И только после этого пакет документов будет направлен в Росприроднадзор для прохождения государственной экологической экспертизы. В случае успешного прохождения государственной экологической экспертизы мы будем ставить вопрос перевода 300Га земель лесного фонда в земли промышленности. Аппарат правительства России очень жестко следит за соблюдением всех процедур, решение принимается председателем правительства Российской Федерации. Без положительного заключения государственной экологической экспертизы перевод земель осуществить невозможно. Соответственно, без перевода земель строительство объекта размещения ТКО начаться не может.
— А какие сроки потребуются на все процедуры? Инвестор их как-то обозначил?
— Инвестор планирует в начале следующего года выйти на государственную экологическую экспертизу, т.е. в этом году должны быть проведены изыскания, а это сложный процесс на 300 Га, проектирование.
— Будет ли создан какой-то наблюдательный совет? Какая-то комиссия из активистов-общественников?
— Мы за то, чтобы общественность включалась в процесс. Чтобы действительно не было никаких фальсификаций. Сейчас говорят: «там болото». Изыскания, проведенные на 15 Га, показали, что болота нет, а есть «глиняный замок». Поэтому если общественники подключатся и будут наблюдать за ходом изысканий, результаты будут гарантированно честными.
— А как быть с заключением Двинско-Печерского бассейного водного управления?
— Позвольте сразу поправить…речь идет не о заключении, а о письме. Письмо за подписью и.о. руководителя Двинско-Печерского бассейного водного управления некорректно. Они ссылаются на проект санитарно-защитные зоны, которые фактически утверждены не были, т.е. оперируют данными, находящимися в проекте. Документ, на который они ссылаются (проект зон санитарной охраны г. Коряжма), еще не принят и не вступил в законную силу. А не принят он потому, что не соответствует действующему законодательству. Поэтому сейчас работа будет строиться по законно установленным санитарно-защитным зонам.
— Давайте к регоператору. Когда он, все-таки, приступит к работе в Архангельской области?
— Общественное обсуждение территориальной схемы пройдет ориентировочно до 1 августа. Далее необходимо принятие этого документа на уровне правительства. Затем региональный оператор проводит конкурсные процедуры по выбору перевозчиков. Это продлится до конца сентября. После чего регоператор подаст документы на установление тарифа. Тариф будет установлен примерно в конце 3- начале 4 квартале этого года. Затем регоператор должен заключить договоры с образователями отходов, т.е. с юридическими и физическими лицами. И только после этого сможет приступить к работе.
— А размер тарифа?
— Мы примерно посчитали. Цифру точную не назову, но на уровне средней по Северо-Западному Федеральному округу. И плата граждан будет дифференцирована на 3 группы: больше всего будут платить жители крупных городов, вторая группа – города до 12 тыс. жителей, и меньше всего размер тарифа для сельских местностей. Фактические замеры показали, что на территории сельских местностей образуется меньше всего отходов, соответственно, и платить они должны меньше.
— И при всем при этом еще будут предусмотрены льготы социально-незащищенным группам граждан?
— Да. Льготы будут распространяться на те категории населения, которые уже имеют льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также на многодетные семьи.
— А между самими городами будет какая-то дифференциация в зависимости от близости к полигону?
— Нет, только по количеству населения: свыше 12 тыс. человек – тариф для крупных городов, менее 12 тыс. – тариф для средних городов. Потому что на территории практически всех городов есть действующие объекты обращения с отходами. Конечно, когда будут построены межмуниципальные объекты, логистика поменяется. Но проблема в том, что мы обязаны вывести отходы из всех без исключения населенных пунктов Архангельской области, поэтому тут будет некое перекрестное финансирование, т.к. в крупном городе есть конкуренция и это стоит одних денег, а, например, в Лешуконском, который удален, совсем других. Поэтому было принято решение, что будет одна зона на территории Архангельской области, иначе бы в село никто не зашел, как это произошло в некоторых регионах. Нам надо поднимать уровень села до уровня города в этой сфере, поэтому мы и выделяем сейчас достаточно большие средства на создание контейнерных площадок для села, где их исторически никогда не было. Вместо этого осуществлялся так называемый «бестарный сбор», когда раз в неделю приезжал грузовик и жители туда скидывали весь мусор. Но куда он вывозился потом – неизвестно.
— Раз уж заговорили о контейнерных площадках. Где они будут расположены эти 7 тыс. новых объектов?
— Все без исключения муниципалитеты подали заявки. Располагаться они будут там, где определят органы местного самоуправления. 89-й Федеральный закон налагает на органы местного самоуправления ряд обязанностей. Прежде всего, ведение реестра контейнерных площадок и определения схемы их размещения. Муниципалитеты должны сами сказать, где им лучше, чтобы контейнеры стояли.
— Есть небольшая коллизия, что в городах контейнерные площадки создаются за счет жителей.
— Есть 2 варианта: управляющая компания создает контейнерную площадку на своей территории, но если земля не разграничена, то это зона ответственности муниципалитета.
— А кто будет обслуживать новые контейнерные площадки?
— Содержание контейнерных площадок – зона обслуживания муниципалитетов. В некоторых регионах контейнерные площадки передали на обслуживание региональному оператору. У нас пока это терсхемой не предусмотрено. Дискуссия по данному вопросу ведется на федеральном уровне.
— Если муниципалитеты запросили денег на создание контейнерных площадок, то следующий шаг – запрос средств на их содержание. Ведь бюджеты уже сформированы и лишних денег нет.
— Об этом пока рано говорить. Необходимо понимать «масштаб бедствия».
— Большая дискуссия сегодня развернулась вокруг мусороперерабатывающих заводов. Они у нас будут?
— Тема мусоропереработки иногда искажена СМИ. Сама по себе переработка, или выражаясь терминологией 89-го Федерального закона «утилизация», это нетарифицируемый вид деятельности. Инвестор эту деятельность осуществляет на свой страх и риск. Никто ему убытки, как в случае с сортировкой и захоронением, за счет тарифа не компенсирует. Поэтому по бумаге мы в этом году потребность закроем на 100%. В Котласе строится мощное производство, объемом переработки порядка 100 т. макулатуры в день. Поэтому сырья даже будет не хватать. Инвестор сейчас работает над тем, чтобы создать на территории области систему сбора бумаги и картона. По стеклу ситуация очень тяжелая. Это абсолютно неликвидный бизнес с тем объемом, который у нас есть. Поэтому МПЗ по переработке стекла на территории Архангельской области не планируется. По пластику ситуация пограничная. Переработка пластика рентабельна при больших объемах. Поэтому мы говорим о создании мощностей по переработке пластика, в первую очередь, в составе межмуниципальных объектов, расположенных в архангельской аголмерации, Котласе, Вельске. Есть планы, когда будет понятна «морфология мусора», т.е. сколько реально пластика собирается, учитывая внедрение раздельного сбора, все-таки переработку пластика открыть. Это недешевое удовольствие – более-менее серьезное оборудование по переработке пластика стоит около 70 млн. рублей. Но, тем не менее, за переработкой будущее. Не совсем правильно, что собранное вторсырье вывозится на переработку за пределы региона, а не перерабатывается в Архангельской области.
— В результате переработки пластика будет гранулят или конечная продукция?
— Пока рассматриваем производство гранулята.
Экология Поморья