О чем говорили у Соловецкого камня противники «мусорной» стройки

Сегодня по всей Архангельской области прокатилась волна митингов против «мусорного» строительства в Поморье. Всего акции протеста прошли в более чем 20 населенных пунктах региона. В Архангельске акцию, которая прошла у Соловецкого камня, как и вчерашний митинг КПРФ, сегодня поддержали, по примерным подсчётам, более 1000 человек. «Мусорный вопрос», несмотря на это морозное воскресенье, заставил горожан жарко спорить, петь и объединяться в едином порыве. Самые яркие высказывания с сегодняшнего митинга 29.RU собрал для вас в одном тексте.

Музыканты ансамбля «Морская душа»:

— Вчера предупредили, чтобы сегодня были здесь (музыканты исполняли под гармонь песню о Шиесе. — Прим. ред.). Буквально вчера не знал даже эту песню — выучил за шесть секунд, образно выражаясь, сделал её обработку. А так, считаем, что нужны такие митинги, естественно положительно относимся, а то что это — помойку делать из наших девственных лесов. Это безобразие, это же не государственная природа! Обычно не ходим особо на митинги, но сегодня он актуальный — за это, конечно, надо бороться.

Марина Кабанова, эколог:

— Проект есть — экспертизы нет. Чтобы реализовать проект, надо быть уверенным в его экологической надежности, а у меня её нет, и вот почему. Архангельская область — это уникальный регион с развитой гидрографической сетью. Гидрография области представлена большими и малыми реками, протоками, озерами; всего рек — 71 776, это очень много, озёр — 59 409. Помимо этого, еще есть болота, которые занимают 5 млн 283 тыс гектар. Гидрологические особенности области обусловили высокую густоту речной сети. Ещё у нас в области выпадает большое количество осадков, их выпадение превышает испарение. В районах сосредоточие озер, образуются озерно-речные системы, вода в которых перемещается, как в сообщающихся сосудах. Все эти факты говорят о том, что наша область в зоне большого риска. Страшно представить масштабы загрязнения вод и почв, если свалочный фильтрат попадет в притоки Северной Двины, а потом и в нее саму.

Игорь Арсентьев, депутат от ЛДПР Архангельского областного собрания депутатов: 

— Нас сегодня очень много, и это показывает наше отношение к проблеме. Я здесь потому, что моему сыну семь лет, и я не хочу, чтобы его малая родина, несмотря на то, как сложится его жизнь, ассоциировалась с выгребной ямой. Мы очень много на публичных слушаниях задавали вопросов инвесторам, власти, но ни на один из них не получили ответа. Инвесторы не смогли ответить, реализован ли ими на территории России хоть один проект. Мы задавали вопросы железной дороге. Ответственность за этот инвестпроект несёт губернатор Архангельской области единолично, о чем он говорил не единожды. Сегодняшнее отношение людей, сегодняшний митинг показывает, что надо менять отношение власти: они должны слышать людей.

Леонид Таскаев, депутат от КПРФ Архангельского областного собрания депутатов:

— Это митинг гражданской сознательности северян перед попыткой оккупации мусорной мафией нашей области. Сегодня можно сказать, что у мусорной проблемы Архангельской области есть конкретные фамилия, имя и отчество. Это действующий пока еще губернатор Игорь Анатольевич Орлов. Именно потому региональное отделение КПРФ вчера объявило о сборе подписей за отставку губернатора. По признанию многих московских специалистов, федеральных политиков и знаменитостей, Архангельская область выступила наиболее сильным и организованным отпором против мусорных авантюр не только губернатора, но и в целом федеральной мусорной мафии.

Анна, многодетная мать:

— Здесь стоят мои дети, мой муж, представители 14 многодетных семей, которые я представляю. Я хочу сказать, что все люди, у которых есть дети, знают, как важно оставить о себе на этой земле память. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» — это стихотворение знают все. Памятник себе воздвигли Пушкин, Ломоносов, это прекрасные памятники, но есть и другие памятники на нашей земле — это ГУЛАГ, это Освенцим, Дахау. И вот сейчас мы видим, как погибает человек, хотя бы один — это наш губернатор, погибают люди из «позорного полка». Они воздвигают себе страшные памятники — страшные и омерзительный. Эти памятники — мусорные свалки. Я поняла бы, если бы воздвигались мусороперерабатывающие заводы. Мне очень хочется верить, что что-то живое и человеческое в них еще осталось, потому что поступить так могут только мертвые души. Но если физически они еще живы, то что-то еще осталось. Хочется верить, что деньги, которые даёт Москва, не закрыли ещё человеческую сущность — что-то в них проснётся.

Максим Пискунов, представитель партии «Яблоко»:

— Проблема мусора появилась не сегодня: ещё в детстве читал в журналах, что мусорные свалки ведут к экологической катастрофе. С тех пор не сделано практически ничего. Причем экологи давно говорили власти, что такая ситуация родит социальный взрыв, но власть либо не понимает, либо ничего не хочет делать. 25 октября Евросоюз принял закон о полном запрете пластиковой посуды на территории стран союза. С 2021 года использование будет полностью запрещено. Мы можем сказать: «Куда нам до Европейского Союза, у нас тут свои проблемы». Хорошо, с 1 января 2021 года пластиковая посуда будет запрещена в республике Молдова. В Узбекистане с 1 января 2019 года будет запрещена выдача пластиковых пакетов, аналогичный запрет в Грузии. До этого всего несколько месяцев осталось в странах бывшего СССР. Что происходит в России? В России не происходит ничего, хотя если мы не будем производить продукцию, которая используется всего несколько минут и выбрасывается — мусора станет меньше, а если мусора вообще не будет — то и полигонов будет не нужно.

Никита Исаев, лидер движения «Новая Россия»:

— Дело не только в мусоре, но и в огромном количестве проблем, которые власти здесь устроили и не хотят решать: это и бесконечное ветхое жилье, коррупция, перекладывание дорог, непонятные расходы области, на которые никто не может влиять, это ленивые и бессмысленные депутаты, которых вы выбираете, это бесполезные партии. Я считаю, что сегодняшний день — важнейший день для Архангельской области, и новый губернатор, который придет к вам, не сможет дальше вести такую политику.

Андрей Боровиков, активист:

— Архангельск, у нас с вами общая проблема — это мусорный губернатор Орлов. Этот губернатор какой-то неудачник: за что бы он не взялся, у него везде провал. Взялся за расселение аварийного жилья — провал, общественный транспорт, ЖКХ — провал. И тут он ещё взялся за экологию — собрался привлекать в регион мусорные инвестиции. Давайте его проинвестируем сами: каждый принесет свой мусор к его дому и кинет ему в рожу пару соток. Я хочу ему сказать, что если он посмеет в наш регион привезти хоть один вагон мусора, то обратно на этом же вагоне мы отправим его в Москву. Поморье, так сложилось, что мы здесь родились, это наша родина, а мы живем здесь, как индейцы на Диком Западе: правительству на нас наплевать, оно занимается восстановлением Сирии, дает на откуп проворовавшимся чиновникам все проблемы. Нам везут мусор и дают за это только бусы из социальных обещаний, которые и то не выполняют. У каждого же есть знакомый, который умер от онкологии, а нам говорят, что по статистике всё в пределах нормы. У нас заводы, «Звёдочка», космодром «Плесецк», сколько радиоактивных могильников в Белом море, потому мы лидируем по онкозаболеваниям. Пора говорить правду народу.

Юрий Чесноков, представитель инициативной группы по референдуму по ввозу в Поморье ТБО из других регионов:

— Предки наши — победители. Мы здесь оказались потому, что люди искали лучшей доли, а кого-то сослали сюда прошлые нехорошие правители. Настал наш час: мы должны не посрамить память предков и не дать своим потомкам вспоминать нас плохо. Я призываю вас, если нам откажут ещё раз в референдуме, поставить уже вопросы о прямых выборах глав исполнительной власти, запрете муниципального фильтра, и чтобы мы собирались на центральных площадях, а не на задворках, чтобы 31 статья Конституции выполнялась.

Василий Голубятников, общественный деятель из Северодвинска: 

— Уже полгода я занимаюсь тем, что различными способами пытаюсь остановить проект свалки в Рикасихе. Мы слышали сейчас разные мнения. Например, просьбы решить наши проблемы федеральные власти. Я думаю, это утопическая идея. Мы убедились за последний год, что федералы не собираются решать их. Второе — смещение руководителей. Но у меня вопрос: новая власть, вы считаете можете решить наши проблемы? Я не пытаюсь сейчас за Орлова агитировать, но известно множество случаев, когда меняли одного на другого, а людям становилось еще хуже. С нашей стороны в Северодвинске, Архангельске, Котласе проводятся мероприятия по раздельному сбору мусора. Мы предложили схему в областное собрание, которая позволит реализовать тот федеральный закон, который заставляет реализовывать план экоцентра. У нас есть готовое предложение. Только мы все вместе, начав с себя, сможем справиться. Я считаю, просто нужно дома и на предприятиях заниматься раздельным сбором, тогда нового строительства не потребуется. Я не представляю никакую партию, я верю в здравый смысл: хочу попросить, перед тем, как услышать определённые посылы и начать действовать в соответствии с ними, представьте, что может произойти: у нас есть пример Украины, когда те, кто пришли, сделали только хуже. Я представляю здесь человека, у которого есть дети и семья.