НИМЕНЬГА. Вопросы без ответов.

Очень много слухов и странных движений происходит в районе Нименьги, а с учётом того, что Шиес ни в начале строительства, ни сейчас — не был внесён в территориальную схему Архангельской области, было принято решение съездить туда, и всё увидеть собственными глазами.

Билет от Онеги до Нименги стоит 196 рублей в пригородном поезде, летом других путей нет. Вообще есть, это крюк в 994 км, не наш вариант. Ок, бросаем машину, путешествие началось.

Долго терзали сомнения, как правильно, «Нименьга» или «Нименга», ответ есть. Станция называется «Нименга», а в названии посёлка и деревни присутствует мягкий знак «Нименьга».

Приехав на станцию, мы спросили у местных, которые на газелях и большегрузах к поезду пришвартовались (там отведён отдельный вагон под доставку груза, выгружали продукты для магазина): « Как попасть к строящемуся мосту?». Нам объяснили, что мост строится к деревне, с одной стороны путей, километров восемь идти, а поселок – с другой стороны ж/д путей. И на Малошуйку (следующую станцию) из деревни никак не попасть, только по зимнику, или через поселок по грунтовке, или по ж/д путям.

Решение принято, идем к мосту в деревню. Думали – на попутках проскочим – ан нет, никого, потом поняли, почему.

Дорога до деревни заняла чуть более двух часов. Отсыпана и разровнена, видны свежевырытые ливне сточные канавы, приятно идти. Дальше видим, что бревна, являвшиеся частью дороги, выкорчеваны, лежат кучами вдоль.

Думаем, зачем? И понимаем, что в процессе гниения они могут дать усадку дорожного полотна, имеющего для кого-то приоритетное значение.

Какая красота вокруг, чистота. Ни одной мусоринки вдоль дороги, опять же поняли потом, почему.

Прямо вдоль дороги растут грибы, спеет лесная земляника, а малинник….слов нет…

Деревня Нименьга.

Издалека наблюдаем множество дорожных знаков. Перед ними — поворот направо. Повернули. Нашли останки снесенного моста и небольшой карьер. Пошли дальше.

Пришли к мосту, который, как освещали СМИ ещё зимой, строится для жителей Нименьги. Мы видим табличку «объезд», табличку с заказчиком и исполнителем работ. Для объезда построен «временный мост», не имеющий аналогов даже с мостами между районными центрами по АО.

Мост «временный»

Рядом с «временным» мостом ведется строительство капитального, всё как положено, сваи, трубы, армирующая сетка,…

Подходим к деревне, первая мысль – спросим у прохожего, местного, что, где, и как. На этом мысли закончились, так как в деревне «Нименьга» ни одной живой души, даже ни собаки, ни козы, ни коровы – нам не встретилось. Свет горел в двух домах, точнее, в половинах домов, не заколоченных досками.

Издалека виднелась церковь Спаса Преображения, ну что ж, переходим реку по «временному» мосту и идём дальше по дороге, как мы думаем, к церкви. Оказалось — как бы не так, подойдя ближе, обнаруживаем, что она стоит по ту сторону реки.

Дорога в никуда.

Эта деревня, к которой строится мост, «мертвая», там почти нет никого и ничего. Позже, по тексту, вам будет с чем сравнить. Там ещё один мост снесло, единственный, нужный народу.

Возвращаемся обратно. Путь проходит в рассуждениях, кому и зачем надо мост в мёртвую деревню. Вспоминается заявление дорожников, что строительство моста запланировано давно, приходят в память воспоминания, что про свалку в Рикасихе некоторые начали говорить с 2013 года, а попытка её реализации началась только в 2018, спустя 5 лет. Витает мысль: «Всё, что происходит, запланировано давно…»

Скорость движения падает с 5 до 4 километров в час. Вышли к ж/д путям, по другой стороне посёлок Нименьга. Опять же по планам хотят расширять железнодорожные пути, увеличивать количество веток на станции, должна скоро быть презентация «РЖД» по этому поводу.

Оттуда и стартанули на Малошуйку. Шли, шли, шли, навстречу – развилка, и мотоцикл с коляской. Подвез нас метров сто, по грунтовке, виляя всем, на скорости около 60, и с уточнением по пути, что ниже 3 передачи мотоцикл не едет. Сон — как рукой сняло, адреналина хватило надолго.

Ну вот и посёлок Нименьга, вполне такой живой, собаки лают, транспорт иногда проезжает, молодежь гуляет (население — 689 человек по данным 2012 года, с тенденцией к увеличению). Стоит пара двухэтажных жилых домов, остальные -частные. Есть магазин.

Поселок рабочий, местные занимаются преимущественно перегрузкой леса с лесовозов на базу, а потом — в вагоны.

Вокруг лежат горы бревен.

На выезде из поселка видим старый разрушенный лесозавод.

Идём по навигатору, чётко, уверенно, по дороге, подходим к мосту — и видим, стоят знаки сужения дороги, ограничение скорости, навигатор показывает что там мост есть, а в реальности его там нет.

Ни одного предупреждения, что есть объезд, и где он находится. Время — ночь, почти ничего не разглядеть. По правую руку на реке вдали что-то виднелось. Решили проверить, так как переплывать реку очень не хотелось. Немного отойдя назад, увидели отворотку на разъезженную грузовиками грунтовку в нужном нам направлении. Дорога привела нас к переправе через реку.

Это что-то неописуемое! Единственная дорога, соединяющая поселок Нименьга с поселком Малошуйка выглядит вот так! Никаких работ не планируется. Люди ходят по булыжникам в реке, а машины едут прям по дну реки, вброд. А теперь вспомните про временный мост в «мертвую» деревню.

Скорость падает до 3х км в час, идём по разбитой дороге под дождём, мозг анализирует увиденное. Нас обогнало несколько машин, значит дорога действующая. И эта дорога — единственная автомобильная артерия не только для Нименьги, но и для Шасты.

Ура, 10 километров кончились. Выбираемся к станции Малошуйка, в зале ожидания сухо и тепло. Спустя полтора часа садимся на поезд и обратно в Онегу.

Очень хотели сходить до планируемого места МСЗ в Малошуйке, но сил и времени уже не было. 35 км ночью, по грунтовке, пешком, под дождём — позади.

Уверены, это не последняя наша поездка в страну чудес и бермудских треугольников, устроенных нам эшелонами власти.

АА теперь размышления на основе увиденного и возможные варианты развития событий.

Наш маршрут

Мы больше не верим власти, за последний год вера в её слова, связанные с мусорной реформой, опустились до нулевой отметки. Смотрим, и делаем собственные выводы.

  1. Дорога и мост в никуда, в мёртвую деревню, болота. Колоссальные вложения! Вопрос — зачем? Явные преимущества в том, что территория изолирована от других населенных пунктов. В деревню Нименьга, например, из Малошуйки, только по зимнику, или через отсыпанную дорогу от ж/д станции и мост можно добраться. Стоит поставить охрану на въезде на дорогу, и/или у моста — вуаля, территория закрыта на большую часть года. Наряду с этим 27 мая Игорь Орлов обсудил с руководством Онежского района ремонт моста через Реку Нименьга у поселка, стоимостью чуть более пяти млн рублей — уже июль, а жители передвигаются вброд.
  2. Смотрим новую террсхему по обращению с ТКО и видим, что в Малошуйке числится инсинератор, МСЗ (ввод в эксплуатацию -2020г.), и видим наложение его координат на координаты существующего полигона в Малошуйке (статус — закрытие, подготовка к рекультивации). Логично предположить, что МСЗ будет построен в другом месте, его строительство на территории полигона ТБО невозможно. Неувязочка. Так где же будет МСЗ? Завершение строительства капитального моста — ноябрь 2019, МСЗ — 2020. Улавливаете связь?
  3. К вышеперечисленному добавляется заявление «РЖД» о расширении путей, добавлении новых ж/д веток в районе станции «Нименга», презентация проекта — на днях.

4. Знакомое расстояние — от Нименги до Москвы 1200 км, как и от Шиеса до Москвы. Кругом реки, озера, болота, Белое море на расстоянии 7км. Малонаселенный район (Нименьга — 600 ч., Малошуйка — 2600ч.)

5. Если смотреть карту, между Малошуйкой и деревней Нименьга есть огромный, не заболоченный участок, вполне подходящий под московскую свалку, МСЗ и золоотвал, как непременный атрибут любого инсинератора.

6. Полагаем, что сложившаяся ситуация требует постоянного мониторинга, и расслабляться нельзя.

Это фото сделано в музее города Онега, на нём запечатлены церкви, храмы, архитектурные памятники деревянного зодчества. Онежский район важен как историческая территория и колыбель русской духовности.

Надеемся, что мост за 48 миллионов — это просто отмывание денег, расширение ж/д путей направлено на развитие русских сёл и деревень, и никакой мусор к нам не повезут, а отсутствие свалки или ещё чего-то в областной террсхеме — это реальное отсутствие, а не наличие некого объекта в федеральной или Московской схеме.

Авторы: Николай Григорьев и Екатерина Цветкова.