Мы не против решения проблемы с мусором, мы за грамотные решения

На станции Шиес строители устанавливают забор, проводят систему онлайн-наблюдения, готовят площадку для проведения экспертиз, а сам объект — к консервации.

15 июня все подготовительные работы здесь должны быть завершены. По словам Владимира Запорина, заместителя руководителя московской компании «Автомобильные дороги», строители 31 мая досрочно завершили завоз сыпучих материалов. На очереди — окончание работ по строительству линии электропередач.

— Сегодня происходит окончание подготовительных инженерных работ по подготовке транспортно-разгрузочной территории, — отметил он. — Производится монтаж заграждений, системы видеонаблюдения, также закончены работы по обустройству внутренних площадок и дорог, теплоснабжению. Эти работы будут закончены 15 июня. Дальше планируется продолжать геологические изыскания, после которых будет разрабатываться проектная документация, которая в свою очередь, пройдет все установленные законодательством процедуры, в том числе и общественные слушания.

По словам Запорина, забор, который стал камнем преткновения между строителями и активистами, огораживает только арендованную у РЖД территорию — площадью 15 га. Также компании по договору с региональным правительством  передана в ведение дорога и лесной участок, где сегодня частично вырублен лес для обеспечения работ по изысканиям. На этих территориях ограждения устанавливать пока не планируют.

— Мы не ограничиваем доступ граждан на эти территории, не препятствуем здесь находиться, но в рамках закона, — поясняет Владимир Запорин. — Единственная бумага в адрес активистов, которые разбили палаточный лагерь, была с просьбой не мешать нам работать. Палатки мы не просили убрать. Они нам и не мешали — техника спокойно проехала на территории и выполнила работы. Все спокойной прошло. Но были и противоправные действия при проведении погрузочно-разгрузочных и строительных работ. Но это работа полиции.

По словам Юрия Денисенко, заместителя начальника управления обеспечения охраны общественного порядка ГУОООП МВД России, подполковника полиции, основная масса правонарушений на Шиесе — самоуправство и нарушение общественного порядка, а среди задержанных — большинство не местных граждан.

— Сотрудники органов внутренних дел выполняют в районе станции Шиес задачу по обеспечиваю охраны общественного порядка, — пояснил он. — Ситуация находится под контролем. Основная масса правонарушений, которые пресекают наших сотрудники, связана с самоуправством, организацией массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, когда они влекут нарушение общественного порядка, а также неповиновение законному распоряжению сотрудников полиции. Половина задерживаемых лиц — это представители Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов страны.

Владимир Запорин не подтвердил и распространенную в социальных сетях информацию о повреждении железнодорожных путей, из-за которых РЖД отменило остановку пассажирских поездов на станции Шиес. Да и сами активисты, находящиеся около площадки, не смогли точно показать участок с повреждённым полотном.

— Информацией об отмене остановки поездов на станции Шиес я не располагаю, — сказал он. — Претензий со стороны РЖД к нам не было. В ближайшее время мы планируем передавать участок РЖД путем составления определенного акта, что пути не повреждены, и мы передаем объект в том же состоянии, в котором принимали от них.

Самый главный вопрос, который сегодня волнует активистов, — проведение всех необходимых исследований. Они опасаются, что до сих пор неизвестно, кто будет проводить изыскания и делать выводы. Депутат районного собрания Анатолий Арсеев, который приехал на станцию в качестве активиста и находится здесь один день, признает, что экологические вопросы важны и решать их необходимо.

— Ситуацию за мусором во всех районах решать нужно, — говорит он. — Стройте заводы, ведите переработку и раздельный сбор мусора. Я месяц записывал, сколько семья из пяти человек производит мусора, — 35 кг в месяц. Мы не против решения проблемы с мусором, мы за грамотные решения.

По информации инвестора, который реализует проект экотехнопарка, предварительные инженерно-геологические изыскания были выполнены в августе–ноябре 2018 года компанией ООО «Земли Поморья». На площади 49 гектаров были пробурены 72 скважины, взяты пробы воды и грунта, проведено статическое зондирование на глубину до 20 метров и так называемые штамповые испытания, которые дают информацию о несущей способности участка. 

Лабораторные исследования выполнялись региональными организациями. Физико-механические испытания — ООО «Доринжсервис», прочностные и деформационные характеристики грунтов проводила испытательная лаборатория САФУ, испытание проб — ФГБУ «САС «Архангельская». После 15 июня подобные экспертизы будут продолжены. В частности будет проведена процедура оценки воздействия на окружающую среду, получено экспертное заключение по нормам СанПин, пройдена государственная экологическая экспертиза в федеральной службе по надзору в сфере природопользования и общественные слушания. Чтобы все заинтересованные стороны смогли быстро и оперативно получать информацию об объекте, на площадке планируется начать прямую онлайн-трансляцию, а непосредственно на станции Шиес открыть информационный центр.

— Принято решение заполнить информационный вакуум вокруг данной территории, потому что он заполняется разного рода загадками, выдумками, — говорит Владимир Запорин. — В этом информационном центре в скором времени будут работать специалисты, к которым сможет обратиться любой житель, эксперт, активист, журналист, и будет дана подробная информация со всеми раскладками по всем интересующим вопросам по данному объекту. Также будет обновлен сайт ООО «Технопарк», где планируется в оперативном режиме публиковать информацию о выполнении работ на участке строительства.

Отметим, что подобный центр 31 мая был открыт в селе Яренск, на Шиесе он заработает 10 июня. Сегодня здесь уже установлена специальная палатка.

После консервации площадки на станции Шиес, здесь будут находиться порядка 60-70 человек. Их задача — поддерживать работу инфраструктурных объектов и обеспечивать их сохранность.