«Мусорная реформа»: регионы разные — проблемы схожие

Похоже, регионы пока не готовы одномоментно перейти на новую систему обращения с ТКО

Вопрос о реформе системы управления отходами обсуждался давно. Переход был запланирован на 2017 год, но был отложен: регионы России не успевали подготовиться. Сейчас – новая отсрочка до января 2019-го.

Суть реформы заключается в чёткой наладке технологической цепочки: контейнер – мусороперегрузочная станция – сортировка – объект размещения ТКО. Таким образом государство планирует выстроить систему обработки, обезвреживания, транспортировки и хранения мусора. Реформа также направлена на решение двух проблем – образования нелегальных свалок и вывоза мусора из малонаселённых пунктов.

Сейчас управляющие компании перечисляют деньги перевозчикам за транспортировку мусора. В эту плату также включена стоимость услуг полигона. Однако не всегда подрядчики отвозят отходы на легальные полигоны. К сожалению, бывают случаи, когда перевозчики везут ТКО на нелегальные свалки, принимающие мусор по низким тарифам, либо сваливают мусор в ближайший овраг.

Согласно новым правилам, услуга перевозчиков, с которыми региональный оператор заключит договоры, будет оплачиваться только после доставки отходов в надлежащее место переработки или хранения. Это даёт определённые гарантии инвесторам, готовым вкладывать средства в создание новых мощностей – современных полигонов, сортировочных станций. Ведь эти мощности должны быть загружены.

Архангельская область – не единственный регион, испытывающий проблемы с переходом на новую систему обращения с ТКО. Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ летом провёл исследование по всей России. Выяснилось, что к оказанию коммунальной услуги по обращению с ТКО на тот момент полностью перешли лишь в четырёх субъектах РФ: Ивановская область и Астраханская область – в 2017 году; Севастополь, Республика Мордовия – с января 2018 года. Помимо этих субъектов – ещё четыре отдельных муниципалитета.

Эксперты также отмечают, что процедура публичных слушаний не гарантирует согласование интересов абсолютно всех сторон. Только 16 процентов опрошенных считают, что люди готовы согласиться с наличием мусороперерабатывающего завода в «регионе их проживания». Три процента готовы сами согласиться с наличием полигона, два процента – с наличием мусоросжигающего завода. По мнению экспертов, зачастую потребности регионов и их жителей (в утилизации мусора по минимальному тарифу) находятся в противоречии с интересами людей, проживающих в непосредственной близости от объекта размещения или переработки ТКО.

В ряде регионов отметили необходимость корректировки подготовленных территориальных схем. И Архангельская область не стала исключением. Основная причина – неизвестны реальные данные по накоплению ТКО, а поданная муниципалитетами информация, как правило, очень противоречива.

Имеются также законодательные пробелы. Например, в Ивановской области остро стоит вопрос о содержании контейнерных площадок. Из-за отсутствия официальных мест сбора мусора в частном секторе пакеты, выставленные на дорогу для транспортировки, разрываются (в основном, бродячими собаками). Мусор из разорванных пакетов не собирают.

В Архангельской области интересы внешнего инвестора совпали с намерениями региональных властей реализовать на практике новую систему управления отходами. Как правило, регионы, формирующие новую систему обращения с ТКО, вынуждены вкладывать собственные бюджетные средства. Инвестор в лице правительства Москвы и компании «Технопарк» предложил Поморью решить проблему со свалками на средства московского бюджета и с применением европейских технологий.

По мнению экспертов, шести миллиардов рублей (сумма столичного транша) должно быть достаточно, чтобы ликвидировать свалки на территории Архангельской области, а часть средств инвестировать в создание современной системы управления отходами – построить ключевые предприятия и включить технопарк «Шиес» в общую схему.