Местные жители уже работают на стройплощадке экотехнопарка «Шиес»

Из Москвы и Московской области, которые вырабатывают 16% мусора в России, твердые коммунальные отходы (ТКО) намерены вывозить на утилизацию в Архангельскую область, где имеются большие проблемы с собственными стихийными свалками.

Неподалеку от рабочего поселка Урдома Ленского района — станция Шиес Северной железной дороги на границе Архангельской области и Республики Коми — власти региона думают разместить экотехнопарк «Шиес» по переработке как московских, так и местных отходов. Инвестор, кроме прочих благ, обещает утилизировать несанкционированные свалки Поморья. Однако местное и население сопредельных регионов Республики Коми разделилось во мнении — за и против проекта.

География расположения предполагаемого объекта: до притока Северной Двины реки Вычегды — 20 км, до поселка Урдома Архангельской области — 33 км, до поселка Мадмас в Коми — 23 км. До поселка Яренск, если по прямой, — 20 км. Непосредственно в Шиесе фактически люди не живут уже десятилетия. Вокруг — тайга. Несмотря на то, что окончательного решения об обустройстве экотехнопарка нет, согласно договору с РЖД, ведется инженерная подготовка территории.

Противники проекта говорят, что вывозить мусор из Москвы в тайгу «аморально». В чем именно состоит аморальность, объяснить затрудняются.

Ситуацию с принятием решения усложняет политический расклад в Архангельском областном собрании депутатов (Архангельск). Там почти половина депутатов — из оппозиционных партий. Оппозиционеры беззастенчиво давят на устроителей проекта.

Поселок Урдома, непосредственно которому достанется множество благ от строительства технопарка, как ни покажется странным, превратился в эпицентр сопротивления проекту. Обещанные инвестором полтысячи рабочих мест для четырехтысячного населенного пункта позволит победить безработицу. (Кстати на площадке будущего технопарка уже работают жители Урдомы и Яренска). Но по сравнению с депрессивными соседями — через Урдому проходит железная дорога, труба Газпрома — поселок явным образом не бедствует, чего не скажешь о соседнем Яренске, жители которого оказались среди двух сотен человек, прибывших на встречу сторонников строительства технопарка с его инициаторами.

О том, как проходило собрание, сошлемся на свидетельство очевидцев. Житель Урдомы Сергей Литвинов, которого морально бичуют сторонники проекта, выступает за разговор с московскими организаторами проекта на равных.

По его мнению, Ленский район заела проблема незаконных свалок под открытым небом, утилизировать которые силами Архангельской области нет никакой возможности. Дальше так жить нельзя. Однако многие, желая благоденствовать как в Швеции или Финляндии, противятся предлагаемой москвичами прогрессивной шведской технологии переработки мусора. Поэтому Литвинов с товарищами учредил Фонд развития Ленского района с целью обсуждения предложенного проекта.

70-летний Андрей Доника, ранее занимавшийся фермерством, есть ярый противник строительства технопарка. Но за всем этим — удивительно, но факт! — он утверждает, что не против проекта. Он признает, что район и область останутся в выигрыше.

— Я не против. Однако сначала надо построить мусоросжигательный завод а не мусор завозить, — мотивирует свою точку зрения Доника, видимо, не знающий, что экологи в Европе выступают против мусоросжигания.

Тем не менее, вроде бы нащупана отправная точка для конструктивного диалога. Но всему помехой зашкаливающие эмоции. Один из бросающих в дрожь лозунгов провников «Свалка на болоте — геноцид народа!»

Георгий Перельштейн, заместитель генерального директора по экологии «МосводоканалНИИпроекта» отрицает этот довод. Согласно изысканиям, строительству технопарка ничего не угрожает. Болото, ближе к Урдоме, имеется. Но оно не попадает под границы проекта. По его словам, сток каких-либо вредных отходов с территории технопарка в реку Вычегду исключен. Ведь будущая площадка будет полностью герметичной.

Вот и Олег Панкратов, исполнительный директор компании «Технопарк», утверждает, что благодаря технологии герметичного брикетирования мусора исключаются процессы гниения и разложения отходов.

Панкратов уверяет, что будут проведены общественные слушания, мнение населения учтут в проекте. И только после этого начнется проектирование, оценку которому даст Главгосэкспертиза России.