Масштаб работ в Шиесе поражает — планируют под свалку 5000 ГА .

Побывал на печально известной станции Шиес Северной железной дороги, где московская ООО-шечка «Технопарк» с уставным капиталом 100 тыс. руб. самовольно строит полигон для хранения отходов на земельном участке, предоставленном РЖД «для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта». ООО это то самое, которое надо ООО, ведь уже больше двух месяцев вся система государственных органов дружно покрывает происходящее. Ужом извивается я бы сказал. Прокуратура не усматривает оснований для проверок деятельности «Технопарка», областное Министерство природных ресурсов исправно выписывает задним числом (чтобы прикрыть незаконные рубки) отводы древесины, органы земельного и строительного контроля молчат в тряпочку, а высокие официальные лица феерично врут то про технопарк, то про площадку для временного хранения отходов, то про мусороперерабатывающий завод, грандиозные инвестиционные проекты, которые принесут счастье и процветание жителям поселка Урдома (30 км. от полигона), да и всем жителям нашей замечательной области. Ожидается, что очередная партия вранья поступит на презентации так называемого проекта в октябре. В качестве подачки пришедшим в негодование местным жителям, возбуждено дело за незаконную рубку (с мизерным относительно реального ущербом аж в 1,5 млн. руб.), выписаны административные штрафы за эксплуатацию дорожной техники без номеров. Всё.

Масштаб работ поражает, валка леса продолжается, явно уже далеко за пределами ржд-шного участка, идёт устройство площадок, рытье земли в каких-то циклопических объёмах, построена даже вертолётная площадка. Ведут электролинию на 2 мегаватта. В мае будут тянуть новые жд ветки на станции. Будущая площадь полигона — невероятные 5 тыс. га. Никто работы останавливать не собирается. Останавливают силами полиции только пытающихся пройти на площадку активистов, штрафуют за переход жд путей в неположенном месте. Это ничего, что строители время от времени перекидывают через пути шланг и качают солярку, а еще у них есть разборный самодельный переезд, по которому через пути переезжает техника. Им можно, ибо так угодно верховной власти.

Кто-то скажет, что ну и ладно, ну мусор же надо же где-то размещать, ведь и переработанный уже обещают привезти, и безопасный, да и работа хоть какая-то для людей будет. Все необходимые бумаги соберут потом, ну поторопились начать работы до срока, с кем не бывает, почти так только всегда и бывает. Здесь возникает несколько моментов. Первое, всё же утилизация и размещение мусора — вопрос местного значения, и должен решаться в пределах региона его образования. Второе — строительство полигона для хранения отходов — детально регламентированная процедура, в ходе которой проверяется возможность на данной территории хранилище отходов разместить, она обосновывается и доказывается заинтересованным лицам — в первую очередь местному населению в рамках публичных слушаний. И никаких работ до прохождения всех процедур, и критической оценки проекта уполномоченными органами и общественностью — вести конечно нельзя. Третье — в данном конкретном случае есть не просто сомнения в, как принято говорить, технической возможности реализации проекта по причине его не соответствия строительным нормам (размещение полигонов не допускается на заболачиваемых и подтопляемых территориях — пункт 5.3. ГОСТ Р 56598-2015 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами»). А есть полная и обоснованная уверенность в том, что полигон отходов в местности, не просто заболоченной, а пронизанной множеством рек и речушек, подземных водоносных пластов, формирующих реку Вычегду и великую северную реку — Северную Двину, — является экологическим преступлением. Если кто желает доказать обратное — может погрузиться в глубокие гидрогеологические исследования, и через два-три года будем его ждать на дискуссию.

Но на деле, «нет ребята, всё не так, всё не так как надо». Вокруг Москвы с мусором всё плохо (очень), народ недоволен, мусорные бунты с побиванием чиновников, в youtube видели все. Решение принято — везти к чертовой матери отходы мегаполиса, чем дальше — тем лучше. По логистике всё сходится — местность малонаселенная, прямой вывоз жд транспортом из Москвы, есть площадка — заброшенный посёлок, и станция для приема грузов. Недолго думали топ-менеджеры мусорных корпораций, недолго. Какая там экология. Для местных решили на всякий случай сочинить сказку про инвестпроект и сияющий завод по переработке отходов.

Но не будет сияющего завода. Будет гора мусора, всякого разного, какой придётся. Действительно кто-то верит, что при таком подходе в самом начале устройства полигона, потом будут церемониться, что сюда везти? Гора будет расти сколько сможет — вверх и вширь, пока не будут исчерпаны технические возможности её пополнения. Гора будет гнить, выпускать в болота, речушки и подземные воды всю таблицу Менделеева, и что-нибудь ещё.

Что самое плохое — такая гора на Севере будет не одна. По всей видимости, центром решение по вывозу принято глобально, и на многих малонаселённых территориях области начнётся сброс привозных отходов. Север признан бюрократией малоперспективной территорией, которая подлежит депопуляции. Жителей — в большие города, земли — под свалки.

Проворовавшаяся бюрократия — лузер, провалила почти всё, чем ей следовало заниматься в интересах людей, и мусорный кризис — лишь отдельный, хотя и очень показательный эпизод. Ну не хватило ума стимулировать переработку и раздельный сбор мусора, зато хватило ума организовать монополию на вывоз мусора, и по дешевке вместо переработки — тупо зарывать его в землю или сваливать в зловонные горы. В Подмосковье и далее везде.

При этом, закона и правил никаких нет, есть только сила. Сильный всегда прав, и у кого власть — решает всё. Вот это принципиальная ошибка. Не знают они немножко людей здесь. Нельзя с ними обращаться как с завоёванным народом, потерявшим право решать судьбу собственной родины.
Никогда иноземный захватчик, ни кривая монгольская сабля, ни меч крестоносца, не владели этой землей. Войска Антанты в гражданскую пытались с другой стороны, да недалеко совсем прошли по северным рекам, удалились восвояси. И права крепостного не бывало здесь, как известно.

Было по другому. Сюда, на Север уходили русские люди с выжженной ордынцами Киевской Руси. А потом полки с Севера шли на Куликовскую битву. А в 1612 году дружины из Яренска (90 км. до полигона) шли к Москве биться в составе ополчения. Сольвычегодские купцы Строгановы отсюда снаряжали экспедиции для покорения Сибири (расстояние от Шиеса до Сольвычегодска — и 100 км едва наберется), и собралась Россия, какая она сейчас есть.

Вы уверены, что вам больше нечего предложить людям, которые здесь живут, кроме растущих в тайге мусорных гор? Хорошенько подумайте, ребята. От этого ответа, многое что может зависеть.
Жители поселка Урдома, что в 30 км от Шиеса, активисты движения против мусорной стройки. В них достоинства и патриотизма больше, чем во всех ЕДросовских депутатах всех уровней вместе взятых, и даже если вместо гирек добавить к депутатам всю кучку верховных вождей, всё равно не перевесит. Уже сегодня общее дело борьбы с преступным решением безответственных властей, объединило жителей Ленского района, Виледи, Коряжмы, Котласа, ближних и дальних городов и деревень.
Поэтому затея с завозом мусора из Москвы обречена на неудачу, что бы ни говорили. Неизвестный мусорный инвестор — не трать деньги попусту, забудь. Все равно получится только памятник неизвестному инвестору.

Для этого придётся хорошо и много потрудиться, приглашаю всех. Будет интересно, и о чём рассказать детям.