Манифест против мусора

Требование № 1. «Нам не нужен московский мусор»

Не особо конструктивно. Питерский мусор лучше московского? А мусор из Калининграда? Какой мусор вы хотели бы принять на северной земле? Мы категорически против любого, если его планируется банально закопать в нашей земле! Нам не предлагают переработки, а та, которую пытаются «продавить» в Шиесе, по нашим данным, может нанести вреда больше, чем банальный полигон. И экспертное сообщество в лице представителей РАЕН с нами согласно.

Требование № 2. «Нам не нужен чужой мусор»

В том виде и в тех местах, куда губернатор решил его захоранивать, да, не нужен, см. п. 1. Наша область оказалась совершенно не готова к решению проблем с собственным мусором, и допускать возможность ввоза отходов из других регионов, по меньшей мере, преждевременно. Из этого требования логично вытекает требование о законодательном запрете на ввоз отходов из других регионов.

Требование № 3. «Принять законодательный запрет на ввоз чужого мусора в регион»

Ок, давайте рассмотрим этот вопрос с юридической точки зрения:

Факт № 1. Законотворческую деятельность на территории Архангельской области регламентирует областной закон № 62-8-ОЗ «О порядке разработки, принятия и вступления в силу законов Архангельской области» от 19 сентября 2001 года, в котором есть такой нюанс:

Если очень упрощенно, это значит, что областные законы не могут противоречить нормам федерального законодательства. И это не прихоть региональных депутатов. Это факт, закрепленный в Конституции РФ ст. 4, п. 2: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации», региональное законодательство лишь «дорабатывает» законы, «привязывая» их, но не может им противоречить (отменять что-то прямо прописанное в ФЗ). Что на эту тему говорит федеральное законодательство?

Факт № 2. Взаимоотношения и деятельность в сфере обращения отходов описаны в федеральном законе 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года. В гл. 5.1, ст. 24.6, п. 10 мы увидим следующее:

Переводя на обыкновенный русский: ООО «Экоцентр», осуществляющий деятельность регионального оператора на территории Архангельской области, не может отказать в приёме мусора из других регионов, если Правительство Архангельской области заключит такое соглашение.

Эта норма содержится в федеральном законе – Конституция и областное законодательство твердят нам, что мы не можем ему противоречить. А ведь запрет на ввоз – является таким противоречием. И вот уже вполне понятное требование народа становится призывом к нарушению действующего законодательства.

Бонус. Рикасиха и Шиес – только начало. Еще во время предвыборной кампании «Единая Россия» не скрывала своих планов на область. Что ж, похвально, что хоть что-то из своей предвыборной агитации они решили осуществить, жаль лишь, что опять не для людей.

Требование № 4. «Референдум!»

Возвращаемся к аргументации прошлого требования (№ 3). Каковы шансы на волеизъявление народа, содержащего требования о прямом нарушении действующего законодательства Российской Федерации?

Требование № 5. «Остановить стройку на ст. Шиес»

Каждый раз, получая отписку из очередной надзорной и/или контролирующей структуры о том, что на участке с кадастровым номером 29:09:010701:1 не происходит ничего противозаконного, — вам не врали. На этом участке действительно всё «ровно» (если не считать чрезмерно вырубленного леса – запомните этот нюанс). Данный участок был передан территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Архангельской области в аренду ОАО «РЖД» на 49 лет еще в 2007 году. С лета 2018 года на этом участке (да, без предоставления необходимых документов, что является основанием для административной ответственности, но не является основанием для приостановления и/или прекращения деятельности) производятся работы по обустройству на полосе отвода железной дороги погрузочно-разгрузочной площадки для осуществления в дальнейшем деятельности, не противоречащей законодательству Российской Федерации. Почему надзорные органы так спокойны и в один голос утверждают, что на этом участке не будет «Экотехнопарка»? Да потому, что его там действительно не будет. Он будет на прилегающем участке в сотни гектар леса, где уже начато юридическое оформление выделения земли. Принадлежать этот участок будет совсем другой московской «конторе». А лес, видимо, просто раньше времени начали рубить…

У нас нет сомнений, что всё происходящее противоречит правам и ожиданиям жителей Архангельской области, к которым мы тоже относимся. В законности многих принятых решений еще только предстоит разобраться компетентным органам. Ни один депутат АОСД не может взмахнуть рукой и остановить выполнение этого плана. Полагаю, губернатор Орлов уже тоже не может, слишком многое поставлено на карту. Но это ни в коем разе не означает, что сопротивление бессмысленно!

Мы не занимаемся пустой критикой, не предлагаем популистских лозунгов и мер.

У нас есть план, и мы охотно рассмотрим ваши предложения по решению сложившихся проблем с отходами в Архангельской области.

Манифест.

1. Признать, что действующая территориальная схема обращения отходов Архангельской области (постановление Правительства Архангельской области № 144-пп от 11 апреля 2017 года) содержит недостоверные данные, не соответствует действующему законодательству Российской Федерации и не отвечает потребностям и ожиданиям жителей Архангельской области.

2. Приостановить выполнение условий по всем действующим контрактам, соглашениям, обязательствам, постановлениям Правительства Архангельской области, основанных на недостоверной территориальной схеме обращения с отходами, в том числе ТКО (постановление Правительства Архангельской области № 144-пп от 11 апреля 2017 года).

Сюда входят Рикасиха и работы на Шиесе – как ни назови объект (приоритетным, инвестиционным, экотехнопарком и проч.) он является объектом размещения отходов, а значит «согласование» работ на объекте, включенном в терсхему или основанном на недостоверных данных – является противоречащим действующему законодательству РФ. И речь идет не о тех подготовительных работах, которые ведутся на участке ОАО «РЖД», а о тех, которые планируются на ближайших 300 гектарах. И никакого «переноса немного подальше от дачных участков»!

3. Совместно с представителями местного самоуправления и профильным министерством Архангельской области решить вопрос с действующими в регионе свалками – внесение в ГРОРО, обеспечение безопасного, контролируемого обращения регионального ТКО, разработка проектов модернизации (дополнение сортировкой и переработкой).

4. Корректировка территориальной схемы с учетом решений по существующим объектам, актуальных данных и мнения общественности. Это очень важно, так как Рикасиха доказала эффективность фильтра общественных слушаний.

5. Любые работы по планированию и строительству ОРО только после получения всех необходимых заключений и экспертиз, предусмотренных законодательством РФ, одобрения проектов общественностью. Именно в такой последовательности, а не «выделите землю, а мы там что-нибудь построим»

6. Повсеместное внедрение и совершенствование механизма раздельного сбора отходов.

7. Внедрение иностранного опыта эффективной и экологически безопасной переработки и утилизации отходов.

8. Начиная с очередного заседания депутатской рабочей группы разработать и внести на очередную сессию Архангельского областного Собрания депутатов законопроект «о внесении изменений в областной закон «Об обращении с отходами производства и потребления на территории Архангельской области», с целью приведения областного законодательства в соответствие с федеральным и удовлетворения требований избирателей Архангельской области

По осуществлению депутатской законодательной инициативы при внесении поправок особое внимание необходимо уделить участию общественности в решении всех вопросов, связанных с обращением ТКО в регионе (включая возможность заключения дополнительных межрегиональных соглашений, рассмотрение инвестпроектов и внесение изменений в схемы обращения ТКО), законодательному уменьшению роли исполнительной власти в принятии решений при реализации региональной программы обращения ТКО, соблюдению всех норм российского законодательства и реализации успешного опыта в сфере обращения ТКО.

9. Инициирование Архангельским областным Собранием депутатов внесения поправок в федеральное законодательство с целью исключения нормы о межрегиональной транспортировке отходов.

Мы прекрасно осознаем, что это долгий и затратный путь, но труден лишь первый шаг, и к этому движению уже подключились эксперты РАЕН, представители экологонаправленных организаций, представители неаффилированных СМИ и просто неравнодушные и заинтересованные граждане планеты Земля.

Мы призываем всех – объединиться. Нет отдельно Шиеса, нет отдельно Рикасихи – есть Архангельская область, в которой мы все живем!