Лариса Паутова: Если проект «Шиес» дает рабочие места, то у властей есть почва для компромисса с обществом

Проблема утилизации ТКО из экологической проблемы становится политической, и это вызов для региональной власти, считает управляющий директор Фонда «Общественное мнение», социолог Лариса Паутова. По ее словам, в основе «мусорных протестов» зачастую лежат «страшилки»: ментальные страхи ожидания бедствий, проблем и так далее. В ситуации с проектом «Шиес» в Архангельской области добавляется свойственный людям «страх вторжения вне зависимости от того, Москва это или Псков». Эксперт отмечает, что перед региональными властями стоит задача «компоновать новую стратегию отношения и к утилизации, и к психологии людей». Грамотная политика властей в данном случае должна заключаться в разъяснении безопасности и в разъяснении плюсов, которые получит общество от реализации проекта.

«В нашем сознании до сих пор вообще не сформирована пока ни экологическая картина мира, ни отношение к тому, что мусор не то, что нужно выбрасывать. Это большая проблема в обществе, которая нас всех настигнет. Мы все, конечно, смотрим мультик «Валли», где вся сплошь мусорная планета, но в нашем сознании это все еще где-то в далеком будущем. При этом отмечу, что тренд в сознании жителей на переработку ТКО формируется, и я сама как обыватель сейчас начала сортировать бытовые отходы. При этом столкнулась с большими сложностями, потому что, например, бумагу и пластик мне приходится носить достаточно далеко от дома, поскольку рядом никто не принимает. Пока инфраструктура под этот формирующийся тренд не подогнана, и мы часто видим, как рассортированный жильцами мусор затем сваливается в один кузов водителем мусоровоза. Но этот тренд только формируется, и максимум процентов пять населения как-то об этом думает. К примеру, некоторые из моих соседей выносят пакеты с мусором и оставляют их прямо у подъезда. Их картина мира – за околицу вынес и бросил.

Что касается протестов в связи с мусорной реформой, то очевидно, что у людей очень много ментальных страхов, и именно они зачастую становятся основой протеста. Протесты иногда вообще непредсказуемы, они спонтанны, стихийны и опираются на какие-то страшилки, недовольство общей ситуацией и так далее. У жителей есть страх вторжения вне зависимости от того, Москва это или Псков. Есть непонимание у людей, что такое мусор и что его надо грамотно утилизировать, если мы пока не можем его переработать. Мы видим, как бытовые отходы из экологической проблемы становятся политической, и это определенный вызов для региональной власти. И дальше это будет только нарастать, поскольку повестка вокруг мусорной реформы будет активно крутиться, и в этой ситуации региональным властям нужно активно взаимодействовать с обществом.

Если проект «Шиес» дает рабочие места, а он наверняка их дает, то появляется почва для компромисса, и так по всем пунктам. И грамотная политика властей в данном случае должна заключаться в разъяснении безопасности, в разъяснении плюсов, которые получит общество. Иными словами, работа с ментальными страхами, с ожиданиями бедствий, проблем и так далее. Все, что сейчас происходит вокруг утилизации и переработки ТКО, это будет только усиливаться. С мусором надо что-то делать и делать срочно, иначе мы скоро им зарастем и будем повсеместно наблюдать картину, как после новогодних праздников.

Как социолог я вижу необходимость на общем уровне компоновать эту стратегию отношения и к утилизации, и к психологии людей, и к тому, что мы вступаем в другой мир и это неизбежно, иначе мы окажемся в той самой ситуации, как в уже упомянутом мною мультике».

Лариса Паутова: Если проект «Шиес» дает рабочие места, то у властей есть почва для компромисса с обществом: 3 комментария

  • 16.01.2019 в 21:31
    Permalink

    У людей нет страха. Люди чётко осознают и видят всю картину происходящего. Все проекты за последние десятилетия, это просто сбор денег и распил того или иного приоритета. Всякие Сколково и прочий бред. Народ перенасытился враньём. Власть просто перегибает палку. Но не сломит её. Она аккуратно будет её гнуть и убеждать что так надо, это всё нужно и верно. Пока мы не согласимся с их довыдами.
    Дак утилизируёте, у людей есть понимание! Его надо перерабатывать! Дак перерабатывайте, чего вы его везёте куда то и говорите что его ТАМ, ПОТОМ, КОГДА НИБУДЬ переработаете. Давайте каждый сам будет его перерабатывать. В чём проблема? Почему Москва с её мега ресурсами не может его переработать, а предлагает регионам помощь в виде послылки мусора и к его дальнейшей переработки.
    Буду оперировать словами УМНОГО человека Орлова. Что там эти 300ГА на фоне всей площади Архангельской области, это же мелочь, ни кто не заметит как мы там загадим всё. Так и с вашими рабочими местами, что 500 рабочих мест для этой же области. Это да же не плевок, а добротная отхарканная с зеленью харча в лицо. Как мило оперировать цифрами в свою пользу, а другие замалчивать. А народ мило на это ведётся.
    Стадо баранов достойно своего пастуха.

    • 17.01.2019 в 09:56
      Permalink

      При условии, что на территории Ленского района проживает всего 12 тыс. человек — 500 рабочих мест всё таки отличное подспорье к экономике района.

  • 17.01.2019 в 19:26
    Permalink

    Для них да, но я думаю мало кто из них будет желать там работать, но такие будут да. Просто Орлов сравнивает всю площадь Архангельской области с будущим полигоном, ну тогда и пользу давайте сравнивать от новых рабочих мест с учетом всех жителей области! А то тут мы мерим в литрах , а там в граммах. Надо как то мыслить в одной плоскости.
    Да и в целом Ленскому району много обещают хорошего сделать. Но думается мне что нужно больше. Как ни как неудобства им эта свалка принесёт очень много.

Обсуждение закрыто.