Из Москвы с любовью: как связаны Шиес и московский капремонт

Как всё начиналось?

В июле 2018 года в посёлок Урдома Ленского района приехали два москвича, никогда прежде тут не бывавшие. Сказав, что действуют от имени московского правительства, мужчины начали встречаться с местными предпринимателями. Переговоры проходили в отдельном зале «Колизея», единственного на всю Урдому ресторана и ночного клуба. Москвичи искали лесорубов.

Рубить лес предстояло возле железнодорожной станции Шиес. Это место даже по меркам Архангельской области является труднодоступным — добраться туда можно только по дороге, принадлежащей «Газпрому» (для проезда по этой дороге нужен спецпропуск), последний километр до станции — лес, болото и буераки. 

Москвичи были в шоке: оказалось, что абсолютно все на будущую площадку нужно завозить поездами, нет электричества и даже сотовой связи. Рабочим предстояло жить в теплых железнодорожных вагонах, — пишет «Проект. медиа» в материале, подготовленном совместно с изданием Romb.

Автор: Виталий Пахтусов, ноябрь 2018

Тогда по области поползли слухи о том, что на территории станции построят полигон для захоронения мусора, который с 2020 года начнет принимать отходы из Москвы. Об этом местным жителям рассказали столичные гости. К тому времени будет в разгаре программа реновации: за ближайшие 15 лет властям предстоит снести более пяти тысяч пятиэтажек. При этом, подмосковные полигоны уже сейчас работают с перегрузкой. Поэтому часть мусора и решили отправить в тайгу.

Как неоднократно сообщалось, данный участок находится в аренде у ОАО «Российские железные дороги» (ОАО РЖД) и в субаренде у фирмы «Технопарк», подконтрольной московской мэрии.

Карта будущих мусорных полигонов

Шиес — не единственная финальная точка для столичных отходов. Еще один полигон может появиться вблизи станции Нименга в Онежском районе. Участок земли под ним также находится у РЖД и тоже передан в субаренду. 

В Шиесе, считает депутат Госдумы от Архангельской области Андрей Палкин, грунтовые воды находятся уже на глубине двух метров. Именно поэтому в пристанционном поселке, окончательно заброшенном в середине 90-х, даже не было собственного кладбища — людей хоронили в другой деревне. Токсичные отходы, проникнув в грунтовые воды, могут отравить все вокруг, предупреждает Палкин.

В Шиесе идёт стройка, которой нет на бумаге

Строительство мусорного полигона на станции Шиес идёт с августа, по бумагам оно вовсе не ведётся. Глава департамента ЖКХ Москвы Гасан Гасангаджиев и представители фирмы «Технопарк» пока успели только провести презентацию в правительстве Архангельской области. Из презентации стало ясно, что инвестиции в проект составят 10,5 млрд рублей, появится 500 рабочих мест со средней зарплатой 44 тысяч рублей в месяц. В правительстве области данный проект назвали приоритетным.

«Это были просто картинки, как Владимир Владимирович Путин нам показывал ракеты, которые летают вокруг земли», — возмущается председатель архангельского отделения «Опоры России» Сергей Антуфьев. Он оказался единственным членом инвестиционной комиссии, голосовавшим против будущей свалки. Остальные чиновники проект одобрили. 

«Нам просто привозят упакованный мусор и через 30 лет вся упаковка будет разлагаться, всё это будет попадать в реки и озёра. Такие проекты должны включать в себя глубокую переработку. А у нас получается, что через 30 лет москвичи уедут и что мы с вами делать будем? Принять проект — значит совершить экологическое преступление», — заявил Антуфьев.

По документам все работы, которые ведутся на станции Шиес, называются «возведением линейных объектов вблизи разъезда Шиес. 

Однако, на давно кипящей стройке уже вырублено 60 гектаров тайги. Лесорубы перестарались и вышли далеко за пределы участка, полученного «Технопарком» от РЖД. Тогда областные чиновники просто передали московским структурам еще один кусок земли — тот самый «лишний» вырубленный лес. 

Общий план будущего полигона в Шиесе, 2018 год. Автор: Виталий Пахтусов, ноябрь 2018

Стройка не огорожена, можно спокойно ходить среди грузовиков и бульдозеров. Нет информационных щитов, нет начальников, готовых разговаривать с прессой. Ход стройки каждую неделю лично инспектирует глава ГБУ Александр Орешкин.

«Орешкин обычно прилетает на вертолете по средам или четвергам и по всем вопросам на связи лично с [президентом РЖД] Олегом Белозеровым», — утверждает чиновник из Урдомы. Вертолетная площадка в Шиесе действительно есть.

Возле вагонов, в которых живут рабочие, ежась от мороза, толпятся молодые люди, судя по всему, выходцы из Средней Азии. Они — рабочие из Троицкого и Новомосковского административного округов Москвы, приехали только утром, потому что «прикомандировали», — пишет издание.

Конечно, в реконструкцию крохотной станции на Севере не верит никто — ни местные жители Урдомы, ни чиновники.

В середине ноября арбитражный суд Архангельской области зарегистрировал иск администрации Урдомы к фирме «Технопарк», РЖД и областному Росимуществу. Глава поселка Елена Смирнова требует прекратить работы в Шиесе и вернуть лес в первоначальное состояние. А по области бушуют митинги. На последний, 2 декабря, вышло примерно 8 тысяч человек. Следующие массовые акции запланированы в Архангельской области на 3 февраля.

Московский мусор

Если Шиес — финальная точка для московского мусора, то в Некрасовке (один из районов Москвы) его путешествие только начинается.

В глубину промзоны уходит новая железная дорога. Экоактивист из Некрасовки Алексей Медведев утверждает, что лично видел, как вдоль этой ветки — в окружении других чиновников — в начале мая прогуливался коммунальный вице-мэр Москвы Петр Бирюков. Именно он уже больше десяти лет курирует и ремонт дорог, чем занимается ГБУ «Автомобильные дороги», и вывоз мусора.

В Некрасовке мусоровозы должны заезжать в ангар, выгружаться, а отходы — ехать по конвейеру через сортировку и прессовку, уменьшаясь в объеме в восемь раз. Затем их закатают в пленку — по аналогии с чемоданами в аэропорту — и уже в виде тюков погрузят в поезда.

Тестовый запуск оборудования на сортировочной станции в Некрасовке. Фото активистов, побывавших на объекте, декабрь 2018

Первые тюки с мусором уже готовы и ждут отправки в Шиес. Фото активистов, побывавших на объекте.

У ворот будущей станции дежурят два бойца ЧОП, к активистам выходит представитель менеджмента, отказавшийся назвать имя и компанию. «Экокластер готов, может он запустится в ближайшее время, а может нет», — уклончиво говорит он. Куда поедут московские тюки (по бумагам Шиес начнет прием мусора в 2020 году), он не отвечает.

В создании сортировочной станции в Некрасовке участвовала компания «Роуд Групп». Она — один из крупнейших подрядчиков ГБУ «Автомобильные дороги» — того самого, что ударно строит полигон в архангельских лесах. В 2015 году один из основателей компании, Алексей Елисеев, занял пост замруководителя «Автомобильных дорог». И если годом ранее «Роуд Групп» получило контракты от «Автомобильных дорог» на 264 млн рублей, то в 2015-м — сразу на 1,9 млрд, причем Елисеев лично входил в некоторые тендерные комиссии. Сейчас этот человек покинул ГБУ, однако замруководителя там трудится другой основатель «Роуд Групп» — Алексей Меньшов. В прошлом году компания выиграла тендеры ГБУ на 1,8 млрд рублей. 

ГБУ «Автомобильные дороги» — огромная структура при московской мэрии, там работает более 30 тысяч человек. Ежегодно ГБУ разыгрывает контракты на 40–60 млрд рублей. При этом главная обязанность предприятия — следить за московскими магистралями, а вовсе не делать мусорную свалку в далекой тайге. В пресс-службе ГБУ не ответили на запрос «Проекта», почему именно автодорожники занимаются Шиесом. Возможно, дело в подведомственности: ГБУ подчиняется Департаменту ЖКХ Москвы, где и должны решать проблемы с мусором.

Сортировочная станция в Некрасовке находится на земле, принадлежащей «Мосводоканалу» (поэтому соседи — Люберецкие очистные сооружения и завод по производству едкого натра, подведомственные структуры.) А это предприятие тоже находится в подчинении Департамента ЖКХ Москвы, то есть Бирюкова.

В целом, проследить связь свалки в Шиесе и объекта в Некрасовке можно через цепочку юрлиц (см. схему.) Отдельного внимания здесь заслуживает АО «Москапремонт». В будущем именно эта контора — через свою дочернюю фирму «Технопарк» — станет зарабатывать деньги на захоронении московских отходов. А прямо сейчас отлично делает это на капитальном ремонте столичных домов, выяснил «Проект».

Ремонт

АО «Москапремонт», как уже говорилось выше, заслуживает отдельного внимания. В административном здании ГБУ «Автомобильные дороги» на 3 этаже размещена комната под номером 70. Как сообщает издание, в неё нельзя войти. Сотрудники ГБУ, работающие по соседству, говорят, что никогда не видели посетителей. Но, по документам именно здесь зарегистрировано АО «Москапремонт», крупнейший подрядчик по капитальному ремонту жилых домов в Москве, только за январь—ноябрь 2018-го выигравший контракты более чем на 1 млрд рублей.

Директор конторы Зинаида Ясенкова не отказывает себе в служебной машине, купленной за счет бюджета. В мае этого года «Москапремонт» заказал для руководства Toyota Camry стоимостью свыше 2 млн рублей. Ясенкова раньше работала замруководителя ГБУ «Автомобильные дороги», а до того два года — главой управы Таганского района. 

Журналисты «Проекта» на примере капитального ремонта одной из девятиэтажек Москвы по адресу Металлургов, 27 показали, как работает фирма. Был размещён аукцион на капремонт этого дома. Единственным участником оказался «Москапремонт», ему отдали контракт по максимальной цене — свыше 19 млн руб. Затем уже от своего имени «Москапремонт» объявил конкурс на ремонт того же дома, только уже за 10,3 млн рублей. Таким образом, несложно сосчитать, что почти 9 млн рублей осталось у конторы, весь штат которой состоит из семи человек. 

По информации издания, ремонт в доме идёт уже 27 лет, а на информационном щите обозначен только «Москапремонт», а не реальный генподрядчик.

Взносы на капремонт появились в платежках москвичей с 1 июля 2015 года, сейчас тариф составляет 17 рублей за квадратный метр жилья (например, для типовой трехкомнатной квартиры это чуть больше 1 тыс. рублей в месяц). Оплата поступает в Фонд капремонта (ФКР) Москвы.

Программа вызывает резкую критику москвичей. Глава ФКР Артур Кескинов признается, что фонд за последний год выгнал недобросовестных подрядчиков при ремонте 400 домов (в среднем, в год ремонтируется около 2000 домов). 

Девятиэтажка по адресу Металлургов, 27

Анализ показал, что девятиэтажка на Металлургов — не единственный пример использования данной схемы. 

За январь—ноябрь 2018 года «Москапремонт» получил контракты на ремонт 38 домов за 973 млн рублей. Затем все эти дома были переданы субподрядчикам за 677 млн. А 296 млн «Москапремонт» оставил себе, пишет «Проект».

Партнер консалтинговой компании «НЭО Центр» Алексей Ефанов изучив документы, предположил, что «Москапремонт» преимущественно занимался разработкой проектной документации, а остальные работы ушли субподрядчикам. Эксперт не стал давать оценку справедливости данной схемы, при которой проектная документация обходится в 40% стоимости контракта. 
Чаще всего, на крупных строительных объектах стоимость разработки проектной документации не превышает 2% от суммы договора.

«Москапремонт» мог оставлять себе «генподрядный процент» (расходы на страхование ответственности, конкурсные процедуры и т. д.), как правило, это еще 4–5% цены контракта.

Снос пятиэтажки в Москве. Автор: Артем Светлов

«Ситуация, когда одна структура правительства Москвы размещает заказ, вторая его выигрывает и отдает субподрядчиком, оставив себе процент, выглядит странно. Я бы предложил такое объяснение: деньги ФКР подлежат более строгому контролю, нежели деньги организации, опосредованно принадлежащей Москве. Такая двухступенчатая система тендеров создает почву для возможных злоупотреблений» — считает замгендиректора Transparency International Россия Илья Шуманов.

Во главе ФКР стоит управляющий совет, его возглавляет вице-мэр Бирюков, однако представитель чиновника переадресовал все вопросы непосредственно в фонд, а там, в свою очередь, комментарии получить не удалось.