Четыре колонны оппозиции Шиеса
Митинги протеста, прошедшие в Архангельской области 2 декабря и объединившие, по подсчетам организаторов, около 30 тысяч человек, подтвердили «диагнозы», поставленные политологами: оппозиция не имеет единого центра управления, многоголова, и потому административно остановить ее активность не получится. Совершенно неожиданно для исполнительной власти региона письма общественности о ситуации в Шиесе дошли до Совета по правам человека при Президенте России и даже до самого Кремля.
Запретить проведение митингов не удалось, при этом порой, как это было, к примеру, в Плесецке, дело доходило до судебных разбирательств.
Выявилась и другая сторона сопротивления власти воле народа: разрешения на митинги зачастую выдавались на площадки, максимально удаленные от центра, неподготовленные и не расчищенные от снега. Под надуманными предлогами наиболее приспособленные для проведения массовых мероприятий места не предоставлялись. Но несмотря ни на что, единый день протеста против организации новых свалок состоялся, и власть этот факт признала. Он стал на удивление массовым, так что можно говорить о большой и действительно серьезной победе.
Оппозиция, во-первых, оказалась способной на консолидацию, а во-вторых, показала, что имеет собственные методы борьбы за общее дело – добиться запрета на строительство полигона для московского мусора на станции Шиес. Эта борьба приобрела характер непримиримого народного противостояния экспансии в самое сокровенное в коллективной душе северян. Решительное отрицание «мусорного» проекта во многом основано на моментах иррациональных – на том, что захоронение в своей земле чужих отходов воспринимается населением региона как нечто постыдное и потому абсолютно неприемлемое.
Организаторы митинга – это команда во главе с Александром ПЕСКОВЫМ, состоящая из активистов, не имеющих выраженной партийной ориентации, а также отдельных представителей партии «Яблоко», которые смогли донести проблему до своего федерального руководства и обозначить ее на центральных телеканалах.
Всего 70 тысяч рублей потребовалось на изготовление оказавшейся весьма действенной протестной символики: наклеек на автомобили, значков, а также ноу-хау митинга 2 декабря – табличек «позорного полка» с изображениями и именами региональных единороссов.
Фракция «Справедливой России» вынесла на декабрьскую сессию облсобрания законопроект о запрете ввоза на территорию региона отходов для захоронения. Имеется отрицательное заключение заместителя прокурора области Сергея АКУЛИЧА, который, судя по отзыву, усматривает в нем противоречие части 1 статьи 8 Конституции РФ о единстве экономического пространства и свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств по территории страны. Таким образом, предназначенный для захоронения в Шиесе московский мусор, завернутый в пленку, волшебным образом в глазах надзорных органов превращается то ли в товар, то ли в услугу.
Представители ЛДПР решили поддержать коллег: внесли во многом аналогичные поправки к закону «Об обращении с отходами производства и потребления на территории Архангельской области», уточняя при этом понятие «отходы». «Жириновцы» тоже уже получили отрицательное заключение на свою инициативу, содержащее ссылку на ту же статью Конституции.
Коммунисты провели собственный немногочисленный митинг в Архангельске 1 декабря и объявили на нем сбор подписей за отставку губернатора Архангельской области Игоря ОРЛОВА. 2 декабря из руководства регионального отделения на митинге в Архангельске отметился лишь Леонид ТАСКАЕВ. К слову, на этом митинге подписи под резолюцией не собирались: как пояснил Александр Песков, организовать это было слишком сложно в силу большого количества собравшихся.
Между тем заместитель руководителя фракции КПРФ в областном Собрании депутатов Надежда ВИНОГРАДОВА, комментируя итоги митингов в интервью информационному агентству, представила партию как политическую силу, направленную на решение проблем исключительно на основе существующих государственных институтов и закона. По мнению Надежды Ивановны, нужно «совместно с надзорными органами создать систему тотального контроля» за теми или иными «мусорными» проектами, и она будет «эффективнее любого плаката и любых криков, которые лишь рождают разобщение и взаимное недоверие власти и людей». В разговоре с корреспондентом «БК» Надежда Виноградова подтвердила свои слова, пояснив, что это ее личная позиция.
КПРФ идет своим, не очень-то понятным путем, поэтому и появляются опасения, что партия всего лишь пытается имитировать протест. Хотя пока что говорить об этом преждевременно, ведь фракция коммунистов в Архангельской городской Думе, пусть и неудачно, все же инициировала обращение в облсобрание и к губернатору в поддержку законопроектов о запрете ввоза отходов.
К выступлениям против создания новых захоронений ТКО подтягивается и «пятая колонна»: совещание в СПЧ показало, что федеральное руководство Общероссийского народного фронта видит ситуацию с Шиесом несколько иначе, чем активист регионального отделения Айман ТЮКИНА, активно защищающая этот проект. Федеральные эксперты ОНФ считают, что столичные ТКО надо перенаправлять не в северные леса, а на перерабатывающие предприятия в Центральном федеральном округе, у которых недозагружены мощности. Список таких предприятий будет направлен компании-инвестору и в Правительство Москвы.
При столь высоком уровне поддержки нет сомнений в том, что организаторы митингов, если потребуется, сумеют проводить подобные акции и впредь. А впереди – вынесение судебного решения по иску администрации Урдомы о приостановке работ на станции Шиес. Кроме того, во второй половине декабря состоится повторное совещание СПЧ, где представители московского правительства, пропустившие первую встречу, должны будут, наконец, пояснить свои дальнейшие намерения.