О предателях и дураках

5 февраля 2019 года на Youtube был залит ролик под названием “Кто стоит за мусорными протестами в Архангельской области: предатели или дураки?” Ролик быстро стал вирусным, и на сегодняшний день его просмотрело более 600 тысяч человек. 

В самом деле, в пятиминутном фильме есть что посмотреть — тут тебе и государственная символика, и выборы Президента, омраченные мусорными бунтами Подмосковья, и волна протеста в Архангельской области, и манящая интрига: вполне возможно, что за несогласием людей с тем, чтобы на территории их области разместили мусорную свалку под московский мусор, стоят “кукловоды”, и протестующим людям только кажется, что они все решают сами, а на самом деле их словами и делами кто-то тайно управляет…

Автор фильма не обманывает ожидания зрителя и действительно называет имена тех, кого он расценивает как заказчиков протестов в Архангельской области — это уроженец Урдомы Виктор Успасских, “отрабатывающий заказ литовских спецслужб”, и Владимир Крупчак, “безуспешно занимавшийся политикой” в 90-е годы и потому испытывающий “ненависть к сегодняшней власти региона”. А рядовые участники протеста — они то ли дураки, то ли предатели, сознательно мешающие региону стремительно развиваться. Вот и всё содержание фильма. 

В этом фильме нет интервью ни с участниками протестов, ни с районной или областной администрацией. А ведь попытка что-то понять обязывает выслушивать обе стороны конфликта. 
В этом фильме нет аналитики. Ее подменяют фото- и видеоколлажи, (призванные внушить зрителям доверие к тому, о чем вещает голос за кадром), а также псевдоопределения по типу “брикетирование — это герметичная упаковка в пластиковую пленку отсортированного измельченного и спрессованного мусора”. Вот просто интереса ради введите эту формулировку в любом поисковике — и вы не найдете такого определения. Почему? Да потому, что брикетирование — это “процесс переработки материала в куски геометрически правильной и однообразной в каждом случае формы, практически одинаковой массы — брикеты (франц. briquette) (материал взят из “Большой советской энциклопедии”). Кроме того, определение брикетирования, данное автором фильма, противоречит тому, о чем говорил Евгений Фоменко, недвусмысленно заявивший, что предварительной сортировки мусора перед его измельчением производиться не будет. Так что автор фильма явно искажает правду. В чьих интересах он это делает? Кто оплатил постановку этого фильма? Кто вообще является автором этого фильма? В конце фильма обязательно должны быть указаны фамилии его создателей. Но в этом фильме никто не назван. Не указана студия, на которой фильм был сделан. Не указаны спонсоры этого фильма. Ведь не из любви же к правде и не за бесплатно же группа людей потратила как минимум свое личное время на то, чтобы отобрать фото- и видеоматериалы, подобрать музыкальное сопровождение, собрать хоть и неполное, но все же досье на “заказчиков протеста”, предложить цифры и даты, соединить все это вместе, залить в Интернет и т.п.

Фильм откровенно манипулятивен, и манипуляции эти видны невооруженным взглядом. Быстрый темп подачи информации мешает зрителю думать. Напряженная музыка призвана отключить критическое мышление зрителя. Цветовое решение фильма — это чередование тревожного черно-красно-синего соцветия с более располагающими и успокаивающими зеленым и желтоватым. “Враги” и митингующие жители Архангельской области связаны с черным или красным цветом. Ленский район, фото счастливой семьи, которое в конце фильма брезгливо выбрасывают в мусорную корзину, окрашены в зеленый цвет. И вот зритель естественным образом, сам не понимая почему, начинает распределять события на “хорошие” и “плохие”, оценивать людей как “правильных” и “неправильных”. Это происходит не потому, что зритель дурак, а потому, что им манипулируют. Ему не дали возможности сказать: “Стоп! Я хочу сам во всем разобраться”. А видеоряд продолжает давить. Вот женщина в коленопреклоненной (по всей видимости) позе смотрит с надеждой и верой вверх, а оттуда, сверху, протягивается рука. Хотите — трактуйте как руку помощи. Хотите — трактуйте как длань Господню. А хотите (и именно этого будет хотеть уже подготовленный зритель) — трактуйте как инвестиции из Москвы, которые должны поднять Архангельскую область с колен. Не привыкшим к роскоши жителям Архангельской области все эти миллиарды и миллионы кажутся большими цифрами. Ведь хочется, чтобы школы были хорошими, чтобы садики были новыми, чтобы больницы были современными. Да вот только люди из Архангельской области массово уезжают, и об этом публично заявляют и губернатор, и прокуратура. Так что слова о новых садиках и школах звучат как издевательство, а обещание построить новые больницы пугает: свалки и мусоросжигательные заводы (о которых в фильме не говорится, но которые планируются в Архангельской области) располагают к самым разнообразным заболеваниям, в том числе и к онкологическим. Почему автор фильма об этом ничего не говорит? 

Фильм давит на возможное негативное отношение зрителей к таким “нагруженным” явлениям, как майдан, проплаченные митинги, неудачный бизнесмен, пытающийся отомстить за свою несостоятельность, иностранные спецслужбы, Европарламент, кукловоды, предатели. Странно даже как-то, что в таком контексте не прозвучала фамилия Навального. Наверное, это потому, что к нему в разных регионах относятся по-разному и кого-то фамилия этого политика, оцененного негативно, может отпугнуть и заставить усомниться в том, что автор фильма прав. Ведь одно дело — Успасских с Крупчаком, которых знают только в Архангельской области, и совсем другое дело — Навальный, о котором наслышаны даже дети. А то еще, неровен час, “навальнята” поддержат архангелогородцев. В общем, автор фильма явно отбирает материал под свою точку зрения и под свою целевую аудиторию. Точка зрения автора фильма такова: в Архангельской области должен быть полигон. Все, кто не согласен, — это или предатели, или дураки. 

Автор фильма! Жители Архангельской области не предатели и не дураки. Советуем Вам не оскорблять людей. Надо Вам как-то понять, что выгодное и прибыльное не всегда полезно. В отличие от Вас жители Архангельской области это хорошо понимают: Плесецк и Новая Земля научили. “Кто стоит за мусорными протестами в Архангельской области?” — это неправильный вопрос. “Почему жители Архангельской области вновь и вновь выходят на митинги?” — вот правильный вопрос. И если бы Вы действительно хотели разобраться в ситуации, то содержание Вашего фильма было бы совсем другим.

Плохой у Вас получился фильм. Неграмотный. Зря Вам за него деньги заплатили.

<

Оксана Алексеева