Зачем Архангельской области экотехнопарки?
Кто-то считает, что область способна справиться с проблемой сама, найти средства и технологии, ликвидировать почти три сотни несанкционированных свалок и утилизировать весь скопившийся мусор. Аргументы таковы: раньше как-то справлялись, ну случаются иногда пожары, ну несёт со свалок. Но ведь мусор куда-то кем-то вывозится. Значит, могут, если захотят.
Кто-то считает, что утилизацией ТКО должны заняться профессиональные компании, у которых есть соответствующие технологии, персонал и опыт. Люди, интересовавшиеся делами отрасли, прекрасно понимают, что ресурс действующих свалок физически почти исчерпан. А юридически – и подавно. Почти все свалки не соответствуют законодательству. Ещё немного и система погрузится в коллапс. Опыт Подмосковья, Челябинска, Кургана и других городов и регионов России показывает, что, если вовремя не перестроиться, проблемы надо будет решать в авральном режиме.
Площадь свалок в России — 7 миллионов гектар
Непростая ситуация складывается фактически по всей стране. Знаете, какова общая площадь свалок в России? 7 млн гектаров. Для сравнения: площадь Нидерландов составляет около 4 млн гектаров. Каждый год на эту громадную территорию привозят ещё 250 млн кубометров ТКО (а это, кстати, не единственный вид отходов). Минприроды РФ подсчитало: среднестатистический россиянин ежегодно выбрасывает около 400 кг отходов.
Обычная семья из четырёх человек за год избавляется от приблизительно 150 кг пластмассы, 100 кг макулатуры и около 1000 стеклянных бутылок. Словом свалки растут не по дням, а по часам, если не по секундам.
Переход на новую систему по обращению отходами сначала планировали начать в 2017 году. Однако процесс затянулся из-за неготовности регионов.
Но механизм уже запущен: по всей стране начали внедрять новую систему. Перейти к современным принципам обращения с ТКО страна должна в 2019 году. Регулирование будет основываться на территориальных схемах обращения с отходами и работе региональных операторов.
Тем не менее эксперты сомневаются, что все регионы будут готовы к январю 2019-го. Архангельская область может оказаться в числе неуспевающих. Причём проблема – не в отсутствии энтузиазма у местных властей, а в непонимании самим населением масштабов проблемы и её последствий.
Но эксперты оговариваются, это не проблема людей, а, скорее, проблема коммунального просвещения. Слишком мало было информации о раздельном сборе отходов, экологических вопросах. По большом счёту, тему поднимали лишь отдельные энтузиасты-экологи, а не государство. А когда настало время перейти на новую систему, у людей возникло отторжение. Дескать, нам ваши экотехнопарки и раздельные контейнеры не нужны, вам надо – у себя и делайте.
Необходим учёт и контроль в системе обращения с отходами
Экологи уверены в необходимости жесткого контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к обороту отходов. Это касается не только полигонов, но и контейнерных площадок. Для юрлиц наказание может выльется в сотни тысяч рублей.
Новой схемой предусмотрен порядок ликвидации несанкционированных свалок. Прежде было так: в случае обнаружения незаконной свалки владелец земли должен был убрать мусор за свой счёт в установленный срок. Теперь, согласно новому порядку, если собственник не ликвидирует свалку в течение установленного срока, то её за счёт средств собственника земли будет ликвидировать регоператор.
Эксперты заявляют, для решения проблем нужны прежде всего полигоны, места перегрузки, сортировки и спецтранспорт. Но на текущем этапе местные жители категорически возражают против размещения новых полигонов вблизи их населенных пунктов.
Старые полигоны, повторимся, – на грани. Леса страдают от мусора, реки – от канализационных стоков. Публичные слушания превращаются в митинги, в которых участвуют сотни жителей, категорически протестуя, но не предлагая иных вариантов, кроме «долой».
Поморью помощь не грозит
По данным минприроды РФ, в текущем году объём финансирования проектов ликвидации накопленного экологического вреда из федерального бюджета планировался на уровне 2,7 млрд рублей. Должны быть реализованы 26 проектов в 12 регионах России. Но Поморью участие в этих программах не грозит: новая региональная терсхема обращения отходов пока остается лишь на бумаге, ни одного нового полигона или завода по утилизации отходов у нас не появилось.
— Имеющаяся система обращения ТКО, хоть и работает сегодня, но с ситуацией не справляется, – говорит руководитель экологического консалтингового центра Людмила Шошина. – А методы решения этой проблемы могут быть разные. И в выработке этих методов население тоже должно участвовать! Например, сами жители могут участвовать в раздельном сборе отходов. Мы много говорим о новом регоператоре в сфере ТКО.
По словам эксперта, если мы сами не хотим разделять отходы, то это должен делать кто-то другой. И за такую услугу придётся платить.
— Насколько мы готовы к этому и насколько готов регоператор? Он просто не сможет этого сделать даже за деньги, потому что во многих районах области нет самих объектов размещения отходов, которые действуют на законных основаниях, имеют лицензию и включены в государственный реестр размещения отходов. Так что дело не только в деньгах и тарифах, – замечает Людмила Шошина.
С ней соглашается эксперт-эколог Общероссийского народного фронта Айман Тюкина.
— Несанкционированные свалки в области растут даже не как грибы – как сорняки, с каждым днём. Мусором завалены все территории, причем не только там, где нет действующих полигонов. Взять, к примеру, Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, Котласский район и так далее. Позиция граждан непонятна: мы сами мусорим, сами вывозим отходы в лес – это бесплатно, это рядом, и при том хотим жить в чистоте! Мы охотно киваем на Европу и запад: как там чисто и здорово, но и Европа не сразу пришла к этому. К чистоте они пришли через большие тарифы и большие штрафы. А на сегодняшний день я не припомню, чтобы физическое лицо у нас в области оштрафовали за то, что он устроил свалку. Получается, что наш мусор должно убирать либо правительство, либо органы местного самоуправления, у которых на это просто не предусмотрено средств. Поэтому, если появится ответственность именно физических лиц, то, возможно, мы наведём в этой сфере порядок, – считает активист ОНФ.